Бюджетное устройство в РФ

Бюджетное устройство Российской Федерации – это основа государственного управления страны. Знание его основ, а также понимание главных законодательных актов Российской Федерации – Бюджетного кодекса и законов о межбюджетных отношениях, структуры и принципов бюджетной системы необходимо студентам всех экономических специальностей.

Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является бюджет.

Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

Государственный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задачи и функций государства и местного самоуправления.

Государственный бюджет является основным финансовым планом государства и дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий.

Бюджет выполняет следующие задачи:

- перераспределение ВВП;

- государственное регулирование и стимулирование экономики;

- финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;

- контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Функции бюджета во многом схожи с функциями финансов.

Накопительная (фискальная) функция означает аккумуляцию налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты трех уровней (доходы бюджетов).

Распределительная функция проявляется через планирование и осуществление расходов бюджетов.

Регулирующая функция – это организация межбюджетных отношений.

Контрольная функция – проверка исполнения бюджетов всех уровней и соблюдение правовых норм межбюджетных отношений.

Бюджетное устройство Российской Федерации это организация бюджетной системы, принципы ее построения. Оно осуществляется в соответствии с Федеральным Законом «Об основах бюджетного устройства и бюджетном процессе».

Бюджетная система РФ согласно Бюджетному кодексу РФ представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (рис. 1).

В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система состоит из трех уровней:


федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

бюджетов, в том числе:

бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

бюджеты городских и сельских поселений.

Консолидированный бюджет Российской Федерации представляет собой федеральный бюджет и консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации.

В Бюджетном кодексе дано определение консолидированного бюджета как свода бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.

 

Рис. 1. Бюджетная система России.

Акцизы

Акциз (фр. accise, от лат. accido — обрезаю) — косвенный общегосударственный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. Акцизы, как и налог на добавленную стоимость, является косвенным налогом и взимается с товаров и услуг в цене или тарифе. Формально плательщиком (сборщиком) этого налога выступают предприятия, производящие подакцизную продукцию или оказывающие облагаемые услуги. В то же время действительным его носителем становится потребитель, который оплачивает акциз при покупке товара или получении услуг. Следовательно, акциз — ценообразующий фактор. ♦ Плательщиками акцизов выступают: · предприятия и организации, филиалы и другие обособленные подразделения, находящиеся на территории РФ, имеющие расчетные счета в учреждениях банков и реализующие подакцизную продукцию, а также организации иностранных государств, осуществляющие предпринимательскую деятельность; · предприятия и организации, производящие на территории РФ подакцизную продукцию из давальческого сырья, т.е. сырья, передаваемого их владельцем без оплаты другим предприятиям для дальнейшей переработки, включая акциз; · российские предприятия, вырабатывающие за пределами РФ из давальческого сырья, принадлежащего этим предприятиям, подакцизную продукцию. Указанные предприятия должны быть зарегистрированы в РФ и осуществлять реализацию подакцизной продукции; · предприятия, реализующие подакцизную продукцию, приобретенную без акциза. Акцизами облагаются винно-водочные изделия, спиртовые соки, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, грузовые автомобили, грузоподъемностью до 1,25 т, бензин автомобильный, ювелирные изделия, меховые изделия, одежда из натуральной кожи, некоторые другие товары. ♦ Объектом обложения акцизами по товарам, производимым на территории РФ, являются: · стоимость подакцизных товаров у предприятий, производящих и реализуемых их по отпускным ценам, включающим акциз;. · стоимость используемой подакцизной продукции, определяемая из фактической себестоимости и суммы акцизов по установленным ставкам (для предприятий, которые производят подакцизную продукцию, но не реализуют ее на сторону, а используют для производства другой продукции, не облагаемой акцизами. Например, предприятие производит спирт, который в дальнейшем используется на этом предприятии для производства парфюмерных изделий, не облагаемых акцизами); · стоимость подакцизных товаров у предприятий, производящих из давальческого сырья, определяемая исходя из принимаемых на данном предприятии максимальных отпускных цен с учетом акциза на такие товары на момент передачи готовых товаров, а при их отсутствии — исходя из рыночных цен. Под акцизы попадают не только товары, производимые на территории РФ, но и импортные товары, которые подверглись обложению таможенными пошлинами. Определение облагаемого оборота (расчет акцизов). В соответствии с различиями в оценке стоимости облагаемого оборота все предприятия, реализующие подакцизную продукцию, можно разделить на несколько групп. Первая группа предприятий производит и реализует подакцизную продукцию, стоимость облагаемого оборота у которой исчисляется исходя из отпускных цен с включением в них суммы акциза.

Не облагаются акцизами подакцизные товары, вырабатываемые в РФ и вывозимые за пределы государств — членов СНГ

♦ Ставки акцизов едины для всей территории РФ. Они устанавливаются законодательными актами.

■ Порядок и сроки уплаты акцизов. Сумма акцизов определяется плательщиком самостоятельно исходя из стоимости реализованных на сторону товаров и установленных ставок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: