Понятие бюджетного федерализма

Понятие бюджетный федерализм можно определить как отношения между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации и муниципальных образований на основе сочетания принципов централизма и децентрализма по поводу формирования и реализации бюджетной политики государства, разграничения налогово-бюджетных полномочий, расходов и доходов, их распределения и перераспределения в бюджетной системе при высокой степени самостоятельности бюджетов и ответственности за результаты проводимой региональными и местными властями самостоятельной налогово-бюджетной политики исходя из единства общегосударственных интересов и интересов населения, включая интересы народов многонациональной Федерации, проживающих на территориях субъектов Федерации и входящих в них местных территориальных образований.

Имеется несколько моделей бюджетного федерализма. Классическая модель децентрализованного бюджетного федерализма ориентирована на конкуренцию между территориальными образованиями, имеющими свои "непересекающиеся" налоги по принципу "один налог - один бюджет". Данная модель характеризуется более высокой степенью децентрализации управления налогово-бюджетными процессами по вертикали власти и бюджетной системы (например в США). При этом она сочетается с приоритетностью федерального налогово-бюджетного законодательства, гарантирующего соблюдение общегосударственных интересов и возможность федерального центра оказывать в основном целевую финансовую поддержку территориальным образованиям. Эта модель не ставит целью выравнивание налогового потенциала, где он ниже среднего уровня. Межбюджетное регулирование здесь используется федеральным центром как средство реализации своей региональной политики, обеспечивая финансовую поддержку территорий.

Другая модель в мировой практике носит название кооперативного бюджетного федерализма. Она ориентирована в большей степени на партнерство и активную политику федерального центра по вертикальному и горизонтальному выравниванию бюджетной обеспеченности территориальных образований, где она меньше некоего среднего уровня. Кроме того, значительно ограничивается самостоятельность региональных и местных властей в области налогообложения (например в Германии). Вместе с тем имеются и смешанные формы (например в Канаде, Швейцарии).

Российский бюджетный федерализм можно отнести к кооперативной модели с элементами децентрализованной модели бюджетного федерализма. Суть российской модели бюджетного федерализма в том, что она предполагает партнерские отношения между федеральным центром и субъектами Федерации по бюджетным вопросам. Вместе с тем федеральное законодательство имеет приоритет над законодательством субъектов Федерации, так как оно отражает их общие интересы и, прежде всего, заинтересованность в обеспечении целостности и единства федеративного государства.

35. Выравнивание бюджетной обеспеченности территории.

Бюджетная обеспеченность – показатель, характеризующий финансовую самостоятельность территории, возможность финансировать необходимые расходы бюджета исходя из объема собственной доходной базы в расчете на одного жителя. В России используется относительный показатель – уровень расчетной бюджетной обеспеченности, который определяется как соотношение индекса налогового потенциала территории и индекса бюджетных расходов. Средний уровень принимается равным единице (или иному показателю, в соответствии с действующей методикой). Выравнивание бюджетной обеспеченности осуществляется в отношении тех территорий, у которых уровень бюджетной обеспеченности ниже среднего.

Выравнивание бюджетной обеспеченности осуществляется на следующих уровнях бюджетной сситемы:

- Российская Федерация – субъекты РФ;

- субъект РФ – муниципальные образования;

- муниципальные районы – поселения.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ предусматриваются в составе федерального бюджета и распределяются между субъектами РФ в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством РФ.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ.

Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Минимальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ с учетом дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ на очередной финансовый год и плановый период определяется в порядке, установленном Правительством РФ.

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта РФ исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов РФ с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

В субъектах РФ разрабатываются и утверждаются региональные методики выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований на основе требований БК РФ.

По критерию наличия в региональном или местном бюджете дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности территории делятся на две группы:

– доноры - территории, у которых бюджетная обеспеченность выше среднего показателя, поэтому они не получают дотации;

– реципиенты –территории, у которых бюджетная обеспеченность ниже среднего показателя, поэтому им предоставляются такие дотации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: