Назначение и приемы анализа себестоимости продукции

Для большинства предприятий наиболее общим показателем, позволяющим судить о величине затрат на производство и реализацию продукции, является доля себестоимости продукции и отдельных ее элементов в общем объеме реализации. Однако общепринятого подхода к классификации затрат не существует. Поэтому при сравнении издержек аналитик должен учитывать методы классификации и влияние, которое они оказывают на обоснованность сравнений внутри самого предприятия и между предприятиями.

Наибольшее значение с точки зрения управления имеет разделение затрат на постоянные – расходы, остающиеся постоянными, при рассматриваемых объемах реализации, и переменные – расходы, изменяющиеся пропорционально изменению объема производства. При более детальном анализе выделяют также полупеременные (смешанные, комплексные) издержки, т.е. содержащие в себя характеристику обоих групп расходов: СХЕМА. В аналитических целях допустимо объединение постоянных и полупеременных расходов в группу условно-постоянных.

Кроме вышеуказанного, управление себестоимостью предполагает:

1) оценку влияния методов учета запасов на себестоимость продукции;

2) анализ амортизационной политики предприятия с точки зрения затрат, включаемых в себестоимость, в т.ч. используемых в последующем на ремонт основных фондов;

3) оценку зависимости суммы управленческих расходов и результативности деятельности предприятия;

Оптимизацию финансовых расходов.

Методы анализа безубыточности коммерческой деятельности

Основными методами анализа безубыточности коммерческой деятельности следует считать графический и аналитический методы.

Графический – на оси Х отображается– объемы реализации в натуральных, стоимостных показателях или коэффициентах использования производственной мощности. По оси Y отображается – себестоимость и доход предприятия в стоимостном выражении..

Аналитический метод может быть представлен двумя моделями:

1) методом уравнений: Объем продаж = переменные + постоянные + прибыль (убыток) – Цена х шт = Пер/ед х шт + Пост + Прибыль (0 – в точке безубыточности) Þ шт в точке безубыточности = Пост / Пер/ед.

При большом ассортименте продукции оперируют объемами реализации в стоимостном выражении и исходят из доли переменных издержек в цене продукции: Объем реализации в точке безубыточности = Доля переменных расходов в цене х Объем реализации в точке безубыточности в руб. + Постоянные расходы Þ Объем реализации в ТБ = Пост / (1 - Доля переменных расходов).

2) метод удельной валовой прибыли (удельная валовая (переменная, маржинальная) прибыль – то, что остается от чистой продажной цены после вычета переменных расходов. Должна быть направлена в первую очередь на покрытие постоянных издержек):

Для ТБ в натуральных показателях: ТБ = Пост. / Удельная валовая прибыль (т.е. валовая прибыль на единицу продукции)

Для ТБ в стоимостных показателях: ТБ = Пост / Коэффициент валовой прибыли (т.е. удельный вес валовой прибыли в цене единицы).




double arrow
Сейчас читают про: