Шаг 2. Обработка и анализ результатов

В ходе обработки результатов необходимо получить показатель уровня выраженности рефлексивности мышления, показатель времени решения задач и ранговый показатель сложности решения анаграммы.

Для получения показателя уровня выраженности рефлексивности мышления за каждую правильно решенную задачу ставится 1 балл и по одному баллу прибавляется за те задачи, которые были решены по обнаруженной испытуемым последовательности перестановки букв анаграммы (см. ключ к решению анаграммы). Показатель уровня выраженности рефлексивности мышления определяется путем деления набранных испытуемым баллов на их максимальное количество, в данном случае оно равно 29.

Ключ

Номер анаграммы Порядок перестановки букв
1 - 5 2 1 4 3
6 - 10 2 1 4 3 6 5
11 - 15 2 1 4 3 6 5 8 7
   

Уровни выраженности рефлексивности мышления: 0 – 0,3 – низкий; 0,31 – 0,7 – средний; 0,71 – 1,0 – высокий.

Показатель времени представляет собой среднее арифметическое время, затраченное на решение анаграмм.

Показатель ранга соответствует номеру самой сложной из решенных анаграмм.

При анализе результатов в первую очередь важно определить стратегию решения испытуемым анаграмм, выяснить, как протекал у него мыслительный процесс.

Стратегия решения может быть:

· хаотической, при которой поиск решения отличается бессистемностью сопровождается выдвижением значительного количества замыслов, логически не связанных между собой; создаваемые при этом гипотезы не подвергаются окончательной проверке;

· формально-алгоритмической, для которой характерен последо-вательный перебор возможных вариантов решения с отдельными возвра-тами к ранее рассматривавшимся; при этом доминирует репродуктивное движение в содержательном плане, а регулирование в смысловом аспек-те – явно недостаточно;

· содержательно-адаптивной, представляющей собой логически связанное движение по семантически значимым признакам; преобладаю-щим является движение мысли в уровнях, образующих смысловую сферу, а именно – личностном и рефлексивном;

· свернутой, для которой характерна сокращенность оценочных действий и слитность их с поисковыми, что позволяет довольно быстро находить верное решение.

Рефлексивность мышления позволяет в ходе решения задач выра-ботать наиболее эффективную стратегию и ускорить мыслительную деятельность. В предложенной методике рефлексивность проявляется в изменении стратегии решения в ходе выполнения задания, которое обнаруживается при анализе влияния предыдущего решения анаграммы на последующие.

Стоит обратить внимание на роль мыслительной деятельности в обучении. Высокий уровень развития особенностей мышления, например рефлексивности, входящих в структуру обучаемости, обеспечивает легкость и быстроту анализа и обобщения признаков, существенных для решения проблемы. Рефлексивность выполняет функцию контроля и оценки человеком собственных мыслительных действий, дает возможность обнаруживать и учитывать свои ошибки, оценивать правильность поисков новых путей решения задачи. В данном исследовании о высоком уровне выраженности рефлексивности мышления свидетельствует показатель ранга не ниже 12 - 13.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: