Завершение дискуссии

Ведущий:

- отражает свои чувства по поводу хода дискуссии и выработанного решения;

- предлагает участникам высказать чувства;

- благодарит всех участников, подчеркивая вклад каждого в общий итог.

Примечание

ü Конфронтация, спор, борьба мнений при дискуссии неизбежны. Задача ведущего - удерживать конфронтацию в рамках групповых правил и целей.

ü Жесткие мнения и установки мешают принятию конструктивных решений.

ü Люди, чувствуя себя обороняющимися, не в состоянии слушать оппонентов. В таком случае на короткое время обратитесь к обсуждению не мнений, а жизненного опыта, конкретных жизненных примеров.

ü Процесс обсуждения заканчивается принятием решения группой без голосования. Соглашение достигается в процессе сбора информации, сопоставления точек зрения, обсуждения, убеждения, комбинации и синтеза предложений и\или выработки совершенно новых предложений.

ü Цель консенсуса - это принятие решения, с которым были бы согласны все члены группы.

ü Если на этапе выработки согласованного мнения консенсус недостигнут и тема не исчерпана, то ведущий предлагает остановиться на промежуточном варианте и перенести завершение дискуссии на следующую встречу. При этом можно обсудить, как действовать участникам, пока вопрос не решен.

ü Не допускается, чтобы во время дискуссии участники свободно пересаживались, группировались, покидали помещения, сидели за пределами круга, - это разрушает доверительную атмосферу.

ü Просите участников говорить за себя и быть конкретными. Не допускайте высказываний типа: «Некоторые люди чувствуют (думают), что...» или «Он имеет в виду следующее».

ü Не позволяйте двум-трем участникам монополизировать дискуссию. Просите других комментировать их высказывания.

ü Если один или два человека блокируют принятие решения, то спросите их, не желают ли они "отойти в сторону" для того, чтобы позволить группе принять решение. Им будет легче "отойти", если группа заверит их в том, что от них не ждут участия в выполнении решения.

ü Сохраняйте нейтральность ведущего. Если у вас возникает потребность высказать свое мнение, отделите это от роли ведущего. Скажите, например: «Выходя из роли ведущего, я думаю...».

ü Прервите дискуссию, если возникают повторения или участники начинают скучать.

ü Посоветуйте тем, кто отстаивает идеи и проекты, не интересующие группу, самим заниматься ими.

ü С подозрением относитесь к решениям, принятым слишком легко. Проведите «Тест на согласие», чтобы полностью удостовериться в согласии группы по основным моментам.

ü Когда решение достичь не удается, попросите несогласных сделать альтернативные предложения для обсуждения и решения.

ü Если согласия все равно не удается достичь, может понадобиться дополнительное время для оценки участниками своих чувств, лежащих в основе их мнения. Для этого предложите короткий перерыв или несколько минут тишины или отложите принятие решения.

ü Если кто-то из участников дискуссии уходит расстроенным, можно попытаться предотвратить это, попросив подростка объяснить, в чем заключается его несогласие или его неодобрение, и что он хотел бы видеть. Можно также, если участник ушел, направить кого-то из членов группы поговорить с ним и попросить вновь присоединиться, если это возможно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: