Ведущий:
- отражает свои чувства по поводу хода дискуссии и выработанного решения;
- предлагает участникам высказать чувства;
- благодарит всех участников, подчеркивая вклад каждого в общий итог.
Примечание
ü Конфронтация, спор, борьба мнений при дискуссии неизбежны. Задача ведущего - удерживать конфронтацию в рамках групповых правил и целей.
ü Жесткие мнения и установки мешают принятию конструктивных решений.
ü Люди, чувствуя себя обороняющимися, не в состоянии слушать оппонентов. В таком случае на короткое время обратитесь к обсуждению не мнений, а жизненного опыта, конкретных жизненных примеров.
ü Процесс обсуждения заканчивается принятием решения группой без голосования. Соглашение достигается в процессе сбора информации, сопоставления точек зрения, обсуждения, убеждения, комбинации и синтеза предложений и\или выработки совершенно новых предложений.
ü Цель консенсуса - это принятие решения, с которым были бы согласны все члены группы.
ü Если на этапе выработки согласованного мнения консенсус недостигнут и тема не исчерпана, то ведущий предлагает остановиться на промежуточном варианте и перенести завершение дискуссии на следующую встречу. При этом можно обсудить, как действовать участникам, пока вопрос не решен.
|
|
ü Не допускается, чтобы во время дискуссии участники свободно пересаживались, группировались, покидали помещения, сидели за пределами круга, - это разрушает доверительную атмосферу.
ü Просите участников говорить за себя и быть конкретными. Не допускайте высказываний типа: «Некоторые люди чувствуют (думают), что...» или «Он имеет в виду следующее».
ü Не позволяйте двум-трем участникам монополизировать дискуссию. Просите других комментировать их высказывания.
ü Если один или два человека блокируют принятие решения, то спросите их, не желают ли они "отойти в сторону" для того, чтобы позволить группе принять решение. Им будет легче "отойти", если группа заверит их в том, что от них не ждут участия в выполнении решения.
ü Сохраняйте нейтральность ведущего. Если у вас возникает потребность высказать свое мнение, отделите это от роли ведущего. Скажите, например: «Выходя из роли ведущего, я думаю...».
ü Прервите дискуссию, если возникают повторения или участники начинают скучать.
ü Посоветуйте тем, кто отстаивает идеи и проекты, не интересующие группу, самим заниматься ими.
ü С подозрением относитесь к решениям, принятым слишком легко. Проведите «Тест на согласие», чтобы полностью удостовериться в согласии группы по основным моментам.
ü Когда решение достичь не удается, попросите несогласных сделать альтернативные предложения для обсуждения и решения.
|
|
ü Если согласия все равно не удается достичь, может понадобиться дополнительное время для оценки участниками своих чувств, лежащих в основе их мнения. Для этого предложите короткий перерыв или несколько минут тишины или отложите принятие решения.
ü Если кто-то из участников дискуссии уходит расстроенным, можно попытаться предотвратить это, попросив подростка объяснить, в чем заключается его несогласие или его неодобрение, и что он хотел бы видеть. Можно также, если участник ушел, направить кого-то из членов группы поговорить с ним и попросить вновь присоединиться, если это возможно.