Конкуренция со стороны фирмы

В экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на:

- ценовую или конкуренцию на основе цены;

- неценовую или конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).

Ценовая конкуренция применяется главным образом фирмами – аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможности в сфере неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами (этим не пренебрегают и монополии, там, где они не обладают абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары.

Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и так далее. К числу неценовых методов относят также предоставление большого комплекса услуг (в том числе обучение персонала). Сильнейшим орудием неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно. С помощью рекламы фирмы не только доносят до покупателей информацию о потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы.

Конкретная стратегия фирмы должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса её изменения. В любой отрасли экономики – неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже,– суть конкуренции выражается пятью силами:

· угрозой появления новых конкурентов, которая для рынка совершенной конкуренции очень высока;

· угрозой появления товаров или услуг – заменителей, так же высокой для чистой конкуренции;

· способностью поставщиков комплектующих изделий и покупателей торговаться. Нужно отметить, что на рынке чистой (совершенной) конкуренции способность всех субъектов рынка существенно влиять на цену низкая;

· соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой. Оно на рынке, включающем почти неограниченное число производителей является, достаточно жёстким;

· позиция в отрасли, определяемая конкурентным преимуществом. Никакая из фирм на рынке совершенной конкуренции не может занимать главенствующую или хотя бы более высокую позицию чем другие.




double arrow
Сейчас читают про: