Глава 3. Белорусская железная дорога

Белорусская железная дорога как субъект налоговых отношений

Одним из крупнейших плательщиков налогов Республики Беларусь является Белорусская железная дорога. Железнодорожный транспорт – устойчивая динамичная система, которая является многоотраслевым комплексом народного хозяйства Республики Беларусь. Белорусская железная дорога, учитывая ее удельный вес в объемах перевозок в республике (60 % всего пассажирооборота и 94 % – грузооборота), является одной из ведущих отраслей народного хозяйства, на результаты работы которой напрямую влияет эффективность работы промышленных предприятий, строительного и аграрного комплекса, других отраслей экономики республики.

Белорусская железная дорога осуществляет разнообразную деятельность, связанную не только с перевозками, но и другую, не связанную с перевозочным процессом. Каждый вид деятельности железной дороги имеет свои особенности, связанные со структурой управления, особенностями финансирования, распределения доходов, ценообразования, которые оказывают влияние на методологию исчисления и уплаты налогов.

Основной вид деятельности Белорусской железной дороги – деятельность железнодорожного транспорта – связан с перевозочным процессом. За это отвечает структурное подразделение БЕЛИНТЕРТРАНС.

При изучении вклада Белорусской железной дороги в доходы бюджета следует рассматривать не только ту сумму налогов, которую непосредственно железная дорога перечисляет в бюджет. Железнодорожный транспорт является одним из крупнейших потребителей топливно-энергетических ресурсов. За год на железной дороге для тяги поездов потребляется около 300 тысяч тонн дизельного топлива, более 400 миллионов киловатт-часов электроэнергии. Затраты на топливо составляют порядка 12–15 % от всех расходов дороги, а с учетом расходов на электроэнергию – до 20 %. В цене топлива косвенные налоги (акцизы, НДС, до 2006 года – налог с продаж автомобильного топлива) занимают значительный удельный вес. Приобретая топливо у поставщиков (посредников), железная дорога как конечный потребитель является фактическим плательщиком этих налогов, давая возможность продавцам лишь перечислить их в бюджет. Если при определении вклада железной дороги в доходы бюджета учитывать эти налоги, то величина будет весьма существенной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: