Понятие бюджета

Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Правовая форма бюджета (ст.6 БК): федеральные законы, законы субъектов, муниципальные правовые акты представительных органов МО. Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

Бюджетная система РФ – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов ГВФ.

Короче, это совокупность публичных фондов денежных средств.

Ст.10 БК – структура бюджетной системы.

Федеральный бюджет и бюджеты ГВФ (ПФР, ФСС, ФФОМС) – федеральный уровень.

Бюджеты субъектов РФ и бюджеты ТФОМС – уровень субъектов РФ.

Местные бюджеты, в т.ч. бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и СПб – это первый уровень местных бюджетов.

Второй уровень местных бюджетов – бюджеты городских и сельских поселений.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Поскольку бюджетная система – совокупность бюджетов, БК определяет основные принципы построения бюджетной системы и ее функционирования. Что касается принципов, то это очень важно на экзамене.

Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый ВНЕ федерального бюджета и бюджета субъектов РФ и предназначенный для РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Раньше это определение прямо было в БК. Сейчас его там нет, но смысла своего оно не утратило.

Итак, принципы бюджетной системы.

Бюджетное законодательство дает перечень принципов бюджетной системы (ст.28 БК). Но есть целый ряд научных работ по принципам, где другие принципы выделяются, доктринальные принципы.

Принципы, закрепленные в БК:

- единства бюджетной системы РФ

- разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ

- самостоятельности бюджетов

- равенства бюджетных прав субъектов РФ и МО

- полноты отражения доходов

- другие, не успел записать.

Принцип единства (ст.29 БК вроде): единство законодательство, принципов, документации, отчетности, бюджетной классификации, санкций, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирование доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы, единство порядка исполнения судебных актов.

У каждого субъекта БП есть свои полномочия, но есть единые основы, задаваемые Российской Федерацией. Грубо говоря, все субъекты БП играют по единым правилам, иначе вся бюджетная система рассыплется.

Принцип самостоятельности бюджетов (ст.31 БК): ОКС от 13.06.2006 №194-О – бюджетная самостоятельность субъектов РФ, во всяком случае, реализуется ими во взаимосвязи с конституционными принципами функционирования бюджетной системы как единой системы. То есть да, у вас есть полномочия, самостоятельное рассмотрение, но вы реализуйте свою самостоятельность по общим трендам, установленным федерацией.

Составляющие этого принципа:

- организационная обособленность (нет единого бюджета, который включал бы в себя бюджеты субъектов РФ и МО; каждый бюджет обособлен). Для каждого бюджета свой собственный счет в органах федерального казначейства.

Есть как бы исключение – это консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет на уровне федерации – это свод бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ, без бюджетов ГВФ. Консолидированный бюджет субъекта РФ – это свод бюджета РФ и бюджетов МО. Консолидированный бюджет муниципального района – это бюджет муниципального района и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района. Эти консолидированные бюджеты – это просто свод показателей, это не единый бюджет.

- право на долю в доходах бюджетной системы. Есть налоговые платежи, иные обязательные платежи, неналоговые доходы. Федеральный законодатель закрепил за каждым уровнем доходы, которые он может самостоятельно по собственному усмотрению распоряжаться такими доходами.

- самостоятельное распоряжение и расходование средств.

- автономная имущественная ответственность.

- право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать налоги и сборы в соответствии с налоговым законодательством, доходы от которых поступают в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ.

- право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств.

- право и обязанность этих же лиц самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных БК.

- право этих же лиц предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов.

Солидарной ответственности между публично-правовыми образованиями быть не может в принципе. Потому что полномочия должны быть разграничены. Сначала разграничиваются полномочия, а потом разграничивается имущественная ответственность каждого конкретного органа.

У принципа самостоятельности есть «негативный» аспект (запрещение определенных действий), который обеспечивает самостоятельность:

- недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению из других бюджетов бюджетной системы РФ, или из одновременно двух и более бюджетов, или без определения бюджета, из которого должно исполняться расходное обязательство.

- недопустимость так изменять бюджетной законодательство или налоговое законодательство, которое бы приводило к тому, что у нижестоящих бюджетов (субъекты РФ и МО) уменьшались доходы или увеличивались расходы в связи с принятием таких федеральных законов БЕЗ КОМПЕНСАЦИИ.

Пример: в налоговом законодательстве есть региональный налог – налог на имущество, который 100% идет в бюджет субъекта. Но там есть налоговые льготы на налог на имущество, которые, получается, выпадают из бюджета субъекта. Поэтому РФ должна в форме МБТ компенсировать выпадающие выплаты из бюджета субъекта. Но РФ часто это нарушает. Особенно в сфере доходов, когда они уменьшаются.

- недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов, за некоторыми исключениями. Исключения: сверхдоходы МО изымаются субъектом РФ для целей распределения между остальными МО в субъекте РФ.

Постановление КС от 21.03.1997 №5-П: недопустимо введение региональных налогов, которые позволяют формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на плательщиков других регионов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: