Отрицательный эффект масштаба

Достаточная эффективность производства будет достигнута большим количеством мелких фирм. (сфера услуг, розничная торговля).

Постоянная отдача от масштаба. Сравнительно небольшие и мелкие фирмы могут сосуществовать в одной и той же отрасли

и быть одинаково жизнеспособными.

Вопрос

Главным признаком совершенной конкуренции является отсутствие контроля над ценой со стороны производителя. Соответственно, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия относятся к несовершенной конкуренции.

При неизменности цен для производителя он должен ответить на 3 вопроса: Стоит ли производить?, Если да, то какое количество?, Какая прибыль или убыток будут при этом получены?.

Возможно, не существует ни одного уровня производства, при котором фирма могла бы получать прибыль. Фирма, тем не менее, будет производить при условии, что поступая так, она получит убыток меньший, чем потеря постоянных издержек, с которыми фирма столкнется при закрытии.

Ценой отсечения, т.е. min ценой, по которой фирма будет продавать на рынке является min средней переменных издержек. Фирма выбирает тот объем производства, при котором она может max прибыль или min убытки. Существуют 2 подхода к определению оптимального производства:

1. Сравнение выручки с валовыми издержками;

2. Сравнение предельного дохода и предельных издержек.

Предельный доход – это дополнительный доход, получаемый от реализации еще одной дополнительной единицы продукции.


кривая спроса, P=MR? где MR-предельный доход

Фирма max прибыль или min убытки при условии., что предельный доход равен предельным издержкам. (Правила max прибыли). MC=MR - Действуют для всех рыночных структур.

Только в совершенной конкуренции предельный доход равен цене, следовательно, MR=MC=P

Случай max прибыли.

Неи при одном объеме производсте фирма не может покрыть доходов переменных издержек, поэтому min убытки путем закрытия.

Вопрос

В краткосрочном периоде фирма олигополист выбирает цены и объемы производства исходя из правила max прибыли. (MR=MC/ см. график для монополии).

Модели поведения олигополистов в долгосрочном периоде.

1. Модель «ломаной» кривой спроса.

2. Модель Картеля

3. Модель лидерства в ценах

4. Модель «издержки +»

Модель «ломаной» кривой спроса. Модель отражает случай с ценовой конкуренции, когда предполагается, что фирма всегда реагируют на снижении цен конкурентов и не реагируют на их повышение.

Олигополистические фирмы будут воздерживаться от необоснованных цен, боясь потери доли рынка, а также от немотивированного снижения цен, боясь снижения общей выручки.

Модель Картеля. Картель – это группа фирм, объединенная соглашением о разделе рынка и осуществляющее согласованное действие в отношении предложения и цены. С целью получения монопольной выгоды. Успех деятельности Картеля зависит от способности участников выявлять и пресекать нарушение достигнутых соглашений.

Модель лидерства в ценах. Характерна для отраслей, где имеется одна лидирующая фирма, занимающая не менее 50 % рынка. Данная фирма устанавливает цены. Остальные следуют за ней, по скольку знают, что данная цена соответствует max прибыли. Попытки обойти лидера за счет снижения цен могут обернуться для мелкой фирмы финансовыми потерями. для определения цены сначала рассчитывается средний уровень издержек. Наибольший вес имеют переменные издержки. К Их величине добавляется % покрывающий средние постоянные издержки и учитывающий норму прибыли.

Теория игр. Особенность игровой ситуации заключается в том, что выигрыш участника зависит не только от его собственного выбора, но и от решения конкурентов. Модель, с помощью которой исследуется не кооперированной поведение называется дилеммой заключенного.

Варианты решения Мистер А
сознался Не сознался
Мистер В сознался 5/5 3/10
Не сознался 10/3 0/0

Очевидно, что для обоих заключенных всего было бы не сознаваться, тем не менее каждый из них понимает, что при любом ответе другого его выигрыш будет в большем случае признания. В результате сознаются оба. Аналогичная ситуация характерна для олигополии. Доминирующая стратегия для олигополистов, снижение цен и не дополучения части прибыли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: