В бизнесе ни у кого не вызывает сомнения значение службы сбыта в решении ключевых задач предприятия. Сотрудники службы сбыта – связующее звено между компанией и ее потребителями – и выполняют следующие задачи: поиск перспективных потребителей и направлений сбыта продукции, постановка целей, продажи, сбор информации и распределение товаров.
Поэтому менеджмент организаций уделяет большое значение вопросам организации и функционирования службы сбыта, а именно постановке целей и задач, разработке стратегии, вопросам ее структуры, размера и систем вознаграждения. Менеджмент каждой организации должен четко поставить перед службой сбыта конкретные задачи. Все шире распространяется тенденция включения в задачи работников отдела сбыта не только показателей по объему продаж и обеспечению прибыли, но и поиска творческих путей удовлетворения интересов потребителей. /13/
Генеральная цель функционирования отдела сбыта – обеспечение завоевания, и сохранения предпочтительной доли рынка и достижения превосходства над конкурентами.
Для достижения этой цели требуется оптимизация планирования сбыта готовой продукции, и обеспечение выполнения планов сбыта при минимизации сбытовых издержек.
Задачи отдела сбыта:
- исследование конъюнктуры рынка сбыта продукции организации и факторов, определяющих ее структуру и динамику;
- прогнозирование развития рынка сбыта продукции организации (в том числе его емкости) с учетом влияющих на него внутренних и внешних факторов;
- оценка возможностей организации для завоевания и удержания определенных долей рынка;
- определение (по согласованию с соответствующими подразделениями организации) всех элементов сбытовой политики;
- регламентация деятельности по реализации готовой продукции;
- формирование и обеспечение эффективного функционирования сбытовой сети;
- планирование сбыта готовой продукции;
- формирование предпочтений потенциальных потребителей (покупателей) и стимулирование их к закупкам продукции организации (формирование спроса и стимулирование сбыта);
- налаживание контактов, подготовка и организация заключения договоров с покупателями;
- обеспечение взаимовыгодных сделок;
- обеспечение своевременного и полного исполнения обязательств по договорам сбыта, как самой организацией, так и контрагентами;
- подготовка готовой продукции к поставкам (продаже);
- организация отгрузки продукции покупателям (получателям);
- учет и контроль выполнения планов сбыта;
- организация участия представителей предприятия в выставках и ярмарках;
- организация системы коммерческой безопасности;
- обеспечение соблюдения нормативов запасов готовой продукции на складах;
- недопущение сверхнормативных расходов на сбыт продукции;
- выявление и использование резервов сокращения издержек на сбыт, не снижающих его результативность. /6/
Для организации и координации всего комплекса работ и функций в сфере сбыта на предприятии требуется создание соответствующей структуры. Служба сбыта должна, устанавливая соответствующий способ взаимодействия, быть соединительным звеном между работами (видами деятельности) и сотрудниками, между предприятием и внешней средой.
Исследование ряда источников показывает, что организационная структура службы сбыта может разделяться по: функциям, товарам, рынкам и регионам.
Первой возникла и действовала в начале 20-го в. линейно-функциональная структура по направлениям деятельности предприятия (сегодня за рубежом она почти не применяется). Организация по функциям означает специализацию сотрудников службы сбыта и координацию их деятельности (рис.2). Подобная структура целесообразна при небольшом количестве у предприятия товаров и рынков, достаточно коротком жизненном цикле выпускаемой продукции или высокой ее сложности, высокой степени конкуренции, большом объеме продаж и т.д. Главное преимущество функциональной организации маркетинга — ее простота. Вместе с тем применение такой организации снижает эффективность организационной структуры из-за ряда существенных недостатков. Во-первых, это проявляется в отсутствии специалистов по каким-либо товарам (товарным группам), что затрудняет управление их реализацией. Во-вторых, наблюдается конфликтность на стыке функций, отсутствует обратная связь; кроме того, как правило, каждая функциональная служба считает приоритетной свою деятельность.
Руководитель службы сбыта
Отдел комплексного исследования рынков сбыта
Отдел формирования товарной номенклатуры (ассортимента)
Отдел политики цен
Отдел рекламы и стимулирования сбыта
Отдел коммерческих операций
Отдел управления сбытом
Рисунок 2 - Схема организации службы сбыта по “функциям”
Организация по товарам применяется на предприятиях, выпускающих широкую номенклатуру товаров или их групп для различных условий работы. Поэтому в отделе сбыта выделяют сотрудников, которые занимаются только своим товаром (рис.3).
Руководитель службы сбыта
Отдел сбыта; товар А
Отдел сбыта; товар Б
Отдел сбыта; товар В
………………………
Отдел управления сбытом
1.1 Рисунок 3 - Схема организации службы сбыта по “товарам”
Товарная ориентация особенно проявляет свои положительные свойства, когда требования к рекламе, упаковке, организации сбыта и сервиса и другому существенно различаются для каждого товара. Некоторым недостатком этой организации является дублирование друг друга (в функциональном смысле). Однако преимущества этой ориентации существенно превышают ее недостатки, поскольку крупные транснациональные корпорации цивилизованных стран организованы именно по этому принципу.
Организация по рынкам означает, что товар предприятия предназначен только определенному сегменту покупателей; здесь каждая группа потребителей очень специфична и их требования нужно учесть для этого сегмента рынка. При такой, весьма сложной по исполнению организации можно обеспечить лучшую координацию подразделений и служб предприятия (рис.4), поэтому работники службы сбыта сгруппированы по различным сегментам рынка, независимо от того, где они территориально расположены: организация имеет столько отделов, сколько рынков сбыта у предприятия. Благодаря разделению рынков на сегменты открывается возможность приводить в соответствие емкость рынка (как сумма сегментов всех рынков) и производственные мощности предприятия. Более достоверным становится и прогнозирование, опирающееся на отчеты статистических бюро и политику правительства в отношении данной категории покупателей или другие характеристики внешней среды.
Руководитель службы сбыта
Отдел сбыта; рынок А
Отдел сбыта; рынок Б
Отдел сбыта; рынок В
………………………..
Отдел управления сбытом
Рисунок 4 - Схема организации службы сбыта по “рынкам”
Как отмечают исследователи такой ориентации, в этой структуре затрудняется специализация сотрудников по отдельным товарам, от работников требуется универсализация, что делает подбор специалистов непростым делом. Однако широкий кругозор работников и подвижность их деятельности с лихвой искупают указанный недостаток.
Организация по регионам (рис.5) по своей структуре аналогична товарной, только разделение деятельности подразделений осуществляется по территориям. Работники службы сбыта должны учитывать специфику потребления товара в каждом из регионов. Сегментная ориентация позволяет более углубленно изучать потребности покупателей, специфичные для каждого региона вследствие национальных, политических, экономических и иных отличий, более адекватно формировать рекламу и стимулирование сбыта, учитывать региональные особенности при разработке внешнего вида товаров и их упаковки и т.д.
Руководитель службы сбыта
Отдел сбыта; регион А
Отдел сбыта; регион Б
Отдел сбыта; регион В
………………………..
Отдел управления сбытом
Рисунок 5 - Схема организации службы сбыта по “регионам”
В настоящее время эти виды организационных структур в чистом виде почти не используются, поэтому применяются комбинации этих структур с учетом разнообразия условий реализации товара: товарно-функциональная, функционально-рыночная, функционально-региональная и др.
Следует, однако, помнить, что никакая организационная структура не является “наилучшей”: у всех есть достоинства и недостатки. А поэтому высшее руководство предприятия обязано периодически проводить анализ организационной структуры, увязывать ее функционирование с успехами и неудачами на рынке и без колебаний, если требуется, ликвидировать ненужные подразделения и создавать новые службы, необходимые для достижения краткосрочных и долгосрочных целей предприятия.
Выбор организационной структуры сбыта на предприятии является лишь предпосылкой для ее эффективной работы. Необходимо укомплектовать службу сбыта высококвалифицированными специалистами, распределить между ними обязанности, наделить их соответствующими правами, создать благоприятные условия для работы.
Важнейший показатель работы сбытовых служб – объем реализации продукции. Службы сбыта, имея непосредственную связь с потребителями и изучая их запросы и требования в отношении ассортимента продукции, ее качества и обновления, могут оказывать влияние на весь производственный персонал предприятия, побуждая его к увеличению объема производства и реализации продукции.
От работы службы сбыта зависит не только своевременное и полное обеспечение потребителей готовой продукцией, но и в значительной степени финансово-экономическое состояние предприятия. Важную роль сбытовые службы играют в деле выпуска доброкачественной, высокосортной продукции, соответствующей нормативным требованиям.