Особенности проведения индивидуальной воспитательной работы с осужденными, характеризующимися сильной (высокой) степенью восприятия

Психология группы, коллектива осужденных во многом определяется тем, кто является лидером группы. В связи с этим выявление действительных лидеров, организация сотрудничества с ними, укрепление авторитета или ликвидация их ложного авторитета становятся одной из основных задач в исправительном процессе. Лидер при правильно спланированной воспитательной работе с ним может положительно влиять на коллектив осужденных в целях соблюдения режима, трудовой дисциплины, предупреждения (ликвидации) конфликтных ситуаций, выполнения законных требований администрации. Поэтому необходимо выявлять среди осужденных личности, оказывающие и способные оказывать наибольшее влияние на остальных, использовать это влияние в исправительных целях.

Анализ результатов изучения поведенческого моделирования показывает, что отработка целевых установок осужденными с высокой степенью восприятия достигается с заданным качеством при различных задающих воздействиях, а наиболее эффективно при отсутствии возмущающих воздействий (факторов агрессивной среды). Это возможно в случае, когда лидер сознательно отрабатывает целевую установку, "отфильтровывая" возмущающие воздействия. Возмущающие факторы, искажающие желаемое поведение и тем самым создающие предпосылки к нарушениям режима, определяются как следствие воздействия агрессивной преступной среды, а также собственно поведенческими установками конкретного лидера. Методической особенностью организации исправительной работы с таким психологическим типом осужденных является использование комплексных мер воздействия любой интенсивности.

В отличие от осужденных со средней степенью восприятия лидеры-осужденные с высокой степенью восприятия быстро адаптируются к динамически изменяющимся условиям, к обстановке. К ним возможны интенсивные применения мотивационных воздействий. Если осужденный со средним восприятием "отрабатывает" линейно нарастающее во времени мотивационное воздействие с постоянной "ошибкой", то лидер - равноускоренное с аналогичным качеством.

Результаты исследования поведенческого моделирования доказывают не только возможность, но и необходимость интенсивной мотивационной работы с лидерами - авторитетами в местах лишения свободы. Существенная интенсификация исправительных мер воздействия, включая меры поощрения и взыскания в соответствии с законодательством, не изменяет психологического состояния осужденных с высокой степенью восприятия.

Основными этапами работы администрации исправительных учреждений с лидерами являются:

-выявление в коллективе осужденных лидеров, пользующихся авторитетом в среде осужденных;

-определение их направленности;

-убеждение лидера в необходимости сотрудничества с администрацией учреждений в целях выполнения режимных мероприятий, соблюдения трудовой дисциплины;

-воздействие через лидера на коллектив осужденных в целях исправления;

-вовлечение в полезные виды деятельности;

-контроль за поведением и деятельностью лидера, корректировка направленности его влияния на коллектив осужденных.

Особенности индивидуальной исправительной работы с лидерами:

3.1.Главное в воспитательной работе с лидерами - не оставлять без педагогического воздействия те их устремления, которые направлены против соблюдения режимных требований, участия в общественной, трудовой деятельности.

3.2.Привлечение лидера с учетом его интересов к различным видам и формам общественно полезной деятельности, укреплению дисциплины в быту, на производстве.

3.3.Убеждение лидера в ошибочности его представлений о личных целях, в бесперспективности антиколлективных действий, приобщение его к практическим делам актива, не добиваясь формального включения в самодеятельные организации.

3.4.В том случае, если не удается изменить негативную направленность деятельности лидера, необходимо добиваться развенчания его авторитета в глазах осужденных, показа истинных мотивов его поведения, эгоистических устремлений.

3.5.В случае безрезультатности использованных форм и средств индивидуального и коллективного воздействия, необходимо обеспечить жесткую изоляцию неформального лидера от остальных осужденных и создать в коллективе атмосферу осуждения его действий и поступков путем проведения повседневной разъяснительной работы.

З.6. При положительной направленности деятельности неформального лидера администрации исправительного учреждения целесообразно использовать его авторитет в интересах предупреждения (ликвидации) конфликтных ситуаций в среде осужденных, позитивного влияния на других осужденных, оказания на них исправительного воздействия.

Чтобы управлять коллективом осужденных, администрации необходимо изучать особенности его жизни, знать, кто из осужденных оказывает наибольшее влияние на других. Наличие различных социально-психологических дефектов у большинства осужденных приводит к тому, что открытый или скрытый протест против режимных мероприятий зачастую находит поддержку у многих из них. Это может стать основой для образования "ложного коллектива", суть которого заключается в разрешении любых групповых проблем противозаконным способом, направленным на удовлетворение асоциальных наклонностей, привычек, потребностей.

Создание обстановки, создающей условия для противоправных действий, приводит к круговой поруке, усилению влияния волевых, стойких в этих привычках осужденных. Создание, ложного коллектива может существенно усложнить весь воспитательный процесс. Воздействия сотрудников будут, встречаться с организованным противодействием создавшегося ложного коллектива, что может приводить к групповым конфликтам, нарушениям режимных требований и трудовой дисциплины. Основные формы нарушений и их характерные признаки представлены в таблице 1.

Таблица 1

Формы нарушения Характерные признаки
Нарушения в процессе трудовой деятельности Низкая эффективность, предпосылки аварийности (нарушение правил эксплуатации техники); аварийность по вине осужденного; производственный травматизм.
Нарушение дисциплинарных и социальных норм Склонность к пререканиям и невыполнению распоряжений; нарушения правил внутреннего порядка; агрессивное поведение по отношению к другим осужденным; алкоголизация г и наркомания; сексуальные отклонения; случаи суицидных действий; кражи; уклонения от трудовой деятельности; картежные игры и т.д.
Нарушения межличностных отношений Высокая конфликтность, озлобленность, грубость по отношению к членам коллектива; замкнутость; пренебрежительное отношение к значимым для коллектива целям, подозрительность, мнительность.

Всреде осужденных, значительное количество лиц имеет нервно-психическую неустойчивость. Она проявляется в виде психопатологических расстройств, токсикомании и некоторых устойчивых психических отклонениях. В поведении и деятельности это выражается в виде познавательной, эмоциональной и волевой ограниченности, неадекватном отношении к остальным осужденным и в направленности личности. В выявлении таких осужденных квалифицированную помощь должны оказывать психологи и медики. Выявив характерные признаки нервно-психической неустойчивости, психологу необходимо принять комплекс мер, направленных на восстановление нормального состояния осужденного, и лишь после этого выбрать индивидуальные приемы психолого-педагогического воздействия и коррекции. Тщательное изучение всех членов коллектива, педагогические, административные, режимные мероприятия должны обеспечивать условия, препятствующие созданию ложных коллективов или способствующие своевременной ликвидации их. Знание структуры неформальных взаимоотношений, предпосылок и причин их формирования облегчает понимание и определение путей внутригрупповой работы. Определение осужденных по визуальным признакам и рекомендации оказания на них мотивационного воздействия представлены в таблице 2.

Таблица 2

Внешние признаки Советы по индивидуальной работе
Вид пасмурный, глаза зорко и решительно контролируют каждое слово и движение сотрудников. Улыбки почти никогда не бывает. В отношениях с остальными осужденными суров, неразговорчив. На вопросы отвечает медленно и толково. Крайне самолюбив. Разговаривать с таким осужденным следует по-деловому, кратко, ибо легкость в обращении он не воспринимает; излагать похвалу в серьезной форме и уверенно; замечания или непонимания, если в них возникает необходимость, должны скорее звучать удивлением, чем иметь наставительную или внушаемую форму; наказания не только не исправляют такого осужденного, но, видимо, озлобляют и нередко доводят до крупного нарушения.
Лицо открытое, добродушное, глаза веселые, смеющиеся. Внимателен, предупредителен. Охотно выполняет отдаваемые приказания. С осужденными общителен. Слабохарактерен, попадает под влияние рецидивистов. При малейших послаблениях становится нарушителем режима. В общении сочетать суровость с "ласковостью"; отмечать достижения, так как похвалу воспринимает с удовольствием, ярко демонстрируя радость блеском глаз; критически относиться к его раскаиванию в совершенном поступке. Такой осужденный привыкает к новой обстановке без особого труда. Сотрудник должен отличаться выдержанностью и избегать снисходительности.
Задумчивый, тихий, скромной наружности, робкий и теряющийся, когда ему задают вопросы, отводит взор, увидя направленный взгляд начальника; глаза апатичные, оживляющиеся лишь временами. С осужденными не общителен, любит одиночество. Поддержать осужденного своим авторитетом с целью сокращения периода адаптации в коллективе; рассеять сомнения и доказать, что честность и добросовестность укрепляют егохарактер; развить интерес к коллективным проблемам, увлечь общественной работой, не допускать несправедливых наказаний, еще более усиливающих робость, порождающих оплошность и невнимание.
Выразительное, симпатичное лицо с заискивающей улыбкой, глаза с невинно, сочувствующим взглядом. Предельно исполнителен, старателен и предупредителен. Его губит лень. Осуществлять тщательный контроль за поведением, а за усердие - похвала и ничего больше; не допускать ни малейших послаблений, карать чувствительно; постоянно напоминать, что лень непременно приводит к нарушениям режима; нравоучения должны иметь характер служебного разговора.
Угрюмое лицо, глаза тусклые,исподлобья глядящие на начальника. К осужденным относится пренебрежительно, свысока. Сходится лишь с немногими осужденными, преклоняющимися перед цинизмом и своеволием начальника.Неряшлив, неопрятен. Попытаться изменить негативную направленность этого "вожака", решительно развенчать его авторитет, чтобы упорядочить взаимоотношения в коллективе осужденных; если исчерпаны все формы и средства индивидуального воздействия, организовать коллективное осуждение; в крайнем случае - изолировать от остальных осужденных, возможно, это произведет переворот в его натуре.

Таким образом, в исправительных учреждениях необходимо выявлять личности, оказывающие наибольшее влияние на других осужденных, регулировать, направлять, использовать это влияние в педагогических целях. Лидер, при правильно спланированной воспитательной работе с ним, может положительно влиять на коллектив осужденных в целях соблюдения режима, трудовой дисциплины, выполнения распоряжений администрации, предупреждения (ликвидации) конфликтных ситуаций в пределах установленных законом (нормами) правомочий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: