При построении психолого-педагогической работы с целью предупреждения (ликвидации) конфликтных ситуаций необходимо:
5.1. Изучить психологическую атмосферу в среде; осужденных по основным формам индивидуального проявления:
5.1.1. Резкое понижение организованности поведения (импульсивные, преждевременные и несвоевременные действия), выражаемое в утрате ранее выработанных навыков, в неиспользовании прошлого опыта, в упорной повторяемости ответной реакции, несмотря на отсутствие в ней цели.
5.1.2. Торможение действий и движений, характеризуемое замедленностью действий вплоть до психического ступора (оцепенения).
5.1.3. Повышение эффективности деятельности, которая выражается в целесообразной активности, четком восприятии и осмысливании появившихся осложнений, правильной их оценке, повышении самоконтроля, совершении адекватных ситуаций действий.
5.2. Определить степень •психологического восприятия осужденными факта лишения свободы.
Здесь можно выделить несколько групп:
|
|
5.2.1. Лица, которые на предварительном следствии, в суде полностью раскаялись в совершенном преступлении, осознали вред, нанесенный обществу. Особенность подхода к такой группе правонарушителей определяется наличием у них осознания того, что они совершили преступление и общество имеет моральное право наказать их. Это позволяет (при правильном воспитательном воздействии) обеспечить их положительное влияние и на остальных осужденных. Такая категория осужденных в основном довольно быстро приспосабливается, к условиям жизни, активно принимает участие в производственных, воспитательных процессах;
5.2.2. Лица, которые считают свое осуждение неправильным либо чрезмерно суровым, не рассматривают совершенные действия как преступление. Подобное отношение к наказанию может приводить к озлобленности, активному отрицанию правил режима, исправительного воздействия. Может развиваться и определенная отрешенность от условий жизни и труда, углубленность в свои переживания, что приводит к пассивности в деятельности, в восприятии мотивационных воздействий. Работа с такими лицами требует убеждения в правильности наказания, что облегчает привлечение их к активной жизни и деятельности.
5.2.3. Лица, имеющие в основном установку на определенный преступный образ жизни. Ни о каком исправлении эти осужденные не думают, рассчитывая после освобождения вновь вести прежний образ жизни, учтя "ошибки", в силу которых, по их мнению, они оказались разоблаченными. Это определяет и их отношение к лишению свободы, которое для них только неприятный этап жизни, не меняющий их общих взглядов на жизнь, их мировоззрения. Главное для них - любыми средствами сократить время отбывания наказания. Этим определяется их отношение к режиму и к другим осужденным. Именно у этой группы осуждение вызывает мысль о необходимости быть осторожнее и хитрее, в том числе и в местах отбывания наказания.
|
|
5.3. При мотивации осужденного к основным видам деятельности и соблюдению режима в ИУ необходимо учитывать периоды нахождения в местах лишения свободы.
Можно выделить следующие основные периоды, связанные с изменением психических состояний осужденного.
5.3.1. Период адаптации, привыкания к новым условиям жизни (первые 3-4 месяца). В этот период особенно остро ощущается ограничение потребностей, изменение имеющегося стереотипа. Всегда имеет место сужение возможности удовлетворения сложившихся потребностей, что вызывает состояние повышенной раздражительности. У некоторых это наоборот выражается в состоянии подавленности, угнетенности. Это происходит до тех пор, пока у осужденного не выработаются качества, необходимые для новых условий жизни. Повышенная возбудимость может явиться причиной различных срывов, грубых нарушений режима и т.д.
5.3.2. Период проявления, развития интересов в новых условиях жизни. Этот период связан с появлением и развитием положительных эмоций, состояний, вызывающих психическую активность осужденного. Интересы, вызывающие такие состояния, могут быть самыми различными.
5.3.3. Период сочетания внешнего воздействия с самовоспитанием. Процесс исправления динамически организуется в этот период. Он характерен появлением целей в жизни, выработкой путей их достижения. В психологии осужденного в большей степени проявляются раскаяние в совершенном преступлении, переживание его в сочетании со стремлением возместить нанесенный вред. Для этого периода характерна переоценка характеристик в жизни, что связано с определенным комплексом психических состояний, изменением отношений, коррекцией в мировоззрении.
5.3.4. Период, предшествующий освобождению. Ожидание освобождения часто связано с переживанием трудностей, которые ожидают в новых условиях (взаимоотношения в семье, на работе и т.д.). По этой причине возможно развитие психических состояний угнетенности, повышенной раздражительности.
В случае возникновения конфликтных ситуаций, необходимо, сохраняя спокойствие, и не провоцируя осужденных, разобраться с причинами возникновения конфликта и учесть эту информацию в дальнейшей работе.
При мотивации групп осужденных ко всем видам коллективной деятельности и режиму необходимо учитывать следующие психологические особенности микросреды осужденных:
*В среде осужденных всегда имеет место повышенное влияние членов коллектива друг на друга, что определяется постоянством общения, заинтересованностью в поведении других лиц, специфическими условиями существования коллектива, психологическими качествами его членов. Психология конкретных групп осужденных во многом определяется отношениями, которые складываются внутри них и представителями администрации исправительного учреждения.
*Среда осужденных всегда отличается сложностью и противоречивостью взаимоотношений. Это объясняется условиями существования и наличием у многих осужденных социально-психологических дефектов и деформаций. Конфликты могут возникать как во взаимоотношениях с представителями персонала ИУ, так и внутри коллектива (с бригадиром, членами самодеятельных организаций, с другими осужденными). Конфликты иногда становятся доминирующей формой воздействия одной группы осужденных на другую.
* Психологическое воздействие в деятельности по осуществлению правосудия весьма специфично. Направленность, и содержание его определяются особыми целями, процессуальными условиями, которые необходимо соблюдать и учитывать при осуществлении воздействия. Надо учитывать и особое психическое состояние осужденных и сотрудников, отношение к общению и к различным видам полезной деятельности, в ходе которых надо оказывать воздействие. Воздействие всегда должно строиться с таким расчетом, чтобы не только полностью сохранились, но и дополнительно создавались стимулы (мотивационные факторы) для активации участия осужденного в процессе исправления. Существует целый ряд основополагающих принципов, без предварительного учета которых цели воздействия в процессе, исполнения не могут, быть достигнуты. А именно:
|
|
**Воздействие должно осуществляться с учетом индивидуальных особенностей личности. Методы психологического воздействия дают нужные результаты лишь в том случае, если учитывается не только совокупность психических свойств и качеств личности, вообще, но и психическое состояние личности в данное конкретное время.
**Для осуществления воздействия необходимо знать общие закономерности психики человека, механизмы ее развития. Нужны знания общих закономерностей усвоения человеком информации, особенностей ее восприятия в процессе общения, факторов, влияющих на активизацию процесса усвоения информации, на ход мышления, а также влияния эмоциональных процессов на мыслительные функции, влияния прошлого опыта, мировоззрения лица на оказываемое воздействие.
* *Процесс воздействия, его элементы, обратная реакция лица, на которое воздействуют, должныпредварительно прогнозироваться и планироваться. Прогнозированию и планированию подвергаются условия, средства воздействия, поведение всех участников общения при воздействии, способы получения информации о реализации воздействия, методов стимулирования и т.д.
**Положительное восприятие воздействия обязательно должно стимулироваться. Достигается это различными педагогическими способами: указанием на достигнутые результаты, словесным поощрением, предоставлением законных возможностей для удовлетворения потребностей.
|
|
**Воздействие во всех случаях строго ограничивается процессуальными правомочиями, не должно нарушать прав лиц, на которое оно оказывается.
**При планировании воздействия должна быть выявлена и учтена вся структура воздействия на данную личность. На всякую личность всегда оказывается множественное воздействие, осуществляемое в процессе всех отношений, в которые вступает человек. В зависимости от условий деятельности, общения, целей, интересов, психического состояния осужденного это воздействие может быть различным по своей силе и последствиями для данной личности. Усилия следователя, воспитателя могут быть напрасными, если не учитываются все факторы воздействия. Причем необходимо не только учитывать их, но и осуществлять действия, направленные на регулирование - усиление, ослабление или ликвидацию других воздействий.
**При воздействии обязательно учитываются те внешние условия (факторы), в которых оно осуществляется. Внешние условия должны помогать достижению целей воздействия. Необходимо во всех случаях знать, предвидеть те условия, которые способны обеспечить результативность применения психологических методов воздействия. В связи с этим одни условия (отвлекающие, мешающие) должны быть устранены или нейтрализованы, другие (помогающие проявлению моделируемого психического состояния, направленности психических процессов) должны быть созданы.
**Воздействие должно осуществляться с учетом совокупности конкретных факторов, обстоятельств, которые служат базой для возникновения определенной направленности мыслительных процессов у лица, на которое оказывается воздействие.
**Воздействие всегда должно быть комбинированным, реализовываться с учетом возможного эмоционального состояния лица, на которое оно оказывается.
**При осуществлении воздействия, необходимо обеспечить психическую активность осужденного, на которого оно направлено. Воздействие только в том случае будет результативным, если оно активно воспринимается. Оно предполагает активную психическую деятельность как воздействующего, так и лица, на которое оказывается воздействие. В этой связи непременным условием достижения целей воздействия должно быть возбуждение достаточной психической активности объекта воздействия (осужденного). Эта активность, по крайней мере, должна обеспечивать восприятие всей информации, передаваемой в процессе воздействия, мысленную переработку этой информации, эмоциональную реакцию на нее. На начальном этапе процесса воздействия имеется в виду следующая целевая установка: возбудить определенный интерес к общению, психическую активностьличности, без чего невозможно обеспечить достижение целей воздействия.