Формы и методы воспитательной работы с осужденными со средней степенью восприятия

Анализ результатов поведенческого моделирования показывает, что отработка целевых установок осужденными со средней степенью восприятия достигается с заданным качеством при постоянном задающем воздействии или небольшой скорости (интенсивности) его изменения, а также в случаях отсутствия возмущающих действий (факторов агрессивной. среды). Это возможно в случае, когда осужденный сознательно выполняет, целевую установку, отфильтровывая возмущающие воздействия. Возмущающие факторы, искажающие желаемое поведение и тем самым создающие предпосылки к нарушениям режима, определяются как следствие воздействия агрессивной преступной среды, а также, собственно поведенческими установками конкретного осужденного. Для, обеспечения сознательного выполнения целевых установок осужденными со средней степенью восприятия необходимо использовать комплекс, методов исправления.

Основными методами психолого-педагогического, воздействия на осужденных со средней степенью восприятия являются:

2.1. Метод убеждения. Чаще всего он реализуется в ходе проведения индивидуальных бесед. В ходе бесед с осужденными важно, постоянно информировать его о возможностях,' путях и целях, приобретения квалификации, общеобразовательных знаний и т.п. В результате, создается отрицательное отношение осужденного к своему прошлому поведению, которое в конечном итоге и, привело его к совершению преступления. Без подобного изменения отношения к труду, к жизни невозможно изменение мировоззрения и системы ценностных ориентаций. Во время бесед разъясняется сущность и конечная цель действий администрации, чтобы осужденный понял, что цели действий сотрудников полностью совпадают с их собственными интересами. Целью таких бесед является также пробуждение у осужденного чувства совести.

2.2.Метод регулирования процесса общения осужденного. Воспитатель имеет возможность влиять на процесс, общения осужденного регулировать контакты, которые складываются у осужденного с работниками колонии, с другими осужденными, с родственниками, представителями общественности.

Контакты осужденного с представителями общественных организаций, религиозных объединений постоянно указывают ему на направленность общественного мнения в отношении его личности и поведения, на изменение общественного мнения при изменяющемся поведении осужденного. Особенность воспитательного воздействия общественности заключается в том, что они могут одобрять или осуждать то или иное действие, то или иное поведение осужденного. Это создает определенное дополнение к действиям администрации, которая оказывает воздействие главным образом путем применения мер взыскания или поощрения, изменения условий содержания осужденного.

Особое значение имеет осуществление контактов осужденного с семьей, которые способствуют выработке у него положительных качеств, изменению отрицательных психических состояний. В этом немаловажная роль принадлежит администрации. Она должна обеспечивать в необходимых случаях связь с семьей, формировать соответствующее отношение членов семьи к осужденному (содержание писем, посылок и т.д.). В определенных случаях следует добиваться того, чтобы сам осужденный оказывал, помощь матери, жене, детям. Это будет способствовать выработке у осужденного осознания собственной социальной значимости, стремления к повышению профессиональной квалификации, уровня знаний, увеличению своего заработка, то есть стремлению к нормальной, полноценной жизни после освобождения.

2.3.Метод передачи информации. Специально и целенаправленно отбираемая информация, поступающая к осужденному, должна способствовать восполнению его социального опыта, получению и переработке им сведений, которых он раньше не получал или игнорировал: о жизни общества, об интересах и деятельности известных людей, о социально-экономических и политических процессах, культуре и т.д. При этом очень важно собирать сведения о том, как живет семья, родственники осужденного в настоящее время, с какими бытовыми и социальными проблемами им приходится сталкиваться. Изложение таких фактов может способствовать пробуждению у осужденного чувства вины не только перед семьей, но и перед трудовым коллективом, в котором он работал, перед государством в целом. На наглядных примерах надо показывать осужденному, что, хотя он и причинил вред государству, трудовому коллективу, они оказывают помощь его семье, делают все, чтобы его дети росли нормальными гражданами. Такие факты существенно влияют на выработку мотивации и твердого решения исправиться, повысить активность в труде, скорее вернуться к нормальной жизни.

2.4. Метод внушения. Он в основном основывается на авторитете лица, которое применяет данный метод. В некоторых случаях изменение или 1иквидация извращенных потребностей, привычек может осуществляться в том числе и при помощи мер медико-психологического характера (гипноза). При этом необходимо постоянно добиваться активного восприятия всей суммы методов воздействия или осознании их необходимости самим осужденным.

Осужденный должен постоянно приобретать навыки принятия самостоятельных решений, управления собственными поступками. Воспитанию качеств, личности существенно помогает создание ситуаций, при которых осужденный ставится перед необходимостью принимать решения за группу лиц, чувствовать ответственность за труд, поведение других. Применение указанных методов воздействия в совокупности с обеспечением режима, труда, обучения, других средств исправления и учетом конкретных особенностей личности осужденного обеспечит сознательное и добросовестное выполнение им целевых установок с заданным качеством.

При организации исправительного воздействия на осужденных со средней степенью восприятия целесообразно также применять методы психологической диагностики и исследования механизмов изменения психики и поведения.

Основным принципом построения такого психологического исследования является принцип качественного анализа особенностей протекания психологических процессов. Можно выделить четыре группы методов, с помощью которых выявляются существенно важные факты, закономерности и механизмы психики и поведения.

Организационные методы исследования. Они включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук), при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между. явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности.

Эмпирические методы. К ним относятся: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные и психодиагностические методы (тесты, анкетирование, социометрия, интервью, беседа); анализ результатов деятельности; биографические методы.

Методы обработки данных. Они предполагают количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам) анализ собранного материала.

Интерпретационные методы. Это генетический анализ материала на плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п. и структурный анализ, устанавливающий структурные связи между всеми характеристиками личности. Психическое состояние осужденного можно определить и по его физиологическим параметрам, например, по кровяному давлению, пульсу. Очевидно, что в зависимости от психического состояния эти физиологические параметры будут изменяться. Измерения кровяного давления и пульса следует проводить только для здоровых лиц с целью определения их психического состояния, фиксируя при этом значения физиологических параметров в специальном журнале. Эти показания специфичны для каждого индивида в зависимости от физиологических, психических особенностей человека. Изменение кровяного давления или пульса относительно номинальных значений (нормальное состояние) соответствует изменению психического состояния осужденного. При этом очевидно, что величины отклонений физиологических параметров от своих номинальных значений функционально зависят от степени возбуждения осужденного. Значения пульса и артериального давления для различных психических состояний имеют следующие параметры:

Психическое состояние нормальное предконфликтное стрессовое
пульс человека 70-80 80-130 130-170
давление диастолическое 60-90 90-150 150-160
давление систолическое 100-140 140-190 190-220

Сформулированные подходы влияния на поведение осужденных со средней степенью восприятия могут быть распространены и на других осужденных. Однако методической особенностью организации воспитательной работы конкретно с рассматриваемым психологическим типом осужденных является использование комплексных мер средней интенсивности, динамика которых не должна быть существенно выраженной. Повышение интенсивности мотивационных факторов должно строиться с учетом обратной связи, через анализ поведенческой реакции на постоянные по интенсивности исправительные воздействия на предыдущем этапе их применения. Существенная интенсификация педагогических мер может приводить осужденных со средней степенью восприятия к состояниям "торможения", непонимания того, что от них хотят, состояниям пассивности или, наоборот, перевозбуждения, конфликта и стресса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: