Глава 4. Психологические основы ресоциализирующей деятельности ИУ

Деятельность исправительных учреждений направлена на решение двух основных задач — исполнение уголовно-правового наказания и ресоциализация личности осужденного — формирование у нее качеств, необходимых для адаптированного поведения в обществе.

Основная особенность воспитательной деятельности ИУ — трудновоспитуемость осужденных. Сам факт определения в ИУ свидетельствует о наличии у него глубоких социально-психологических дефектов, личностных аномалий. Для ресоциализации личности сотрудники ИУ должны знать личностные особенности каждого осужденного. Задача эта сложна и трудоемка. Ее решение требует специальных психологических познаний, ориентации в структуре личности, динамике ее поведения, в релевантных (значимых) для нее средствах воздействия.

Без индивидуально направленной системы воспитательных воздействий ИУ не могут решать поставленных перед ними за­дач. Успех индивидуально-воспитательной работы зависит от пе­дагогической и психологической компетентности воспитателя. Здесь же мы можем дать лишь краткий обзор основных проблем воспитательной работы в ИУ.

Источники получения информации о личности и методы ее изучения:

1) Изучение материалов личного дела осужденного и иных документов — ознакомление с автобиографией и характеристи­кой, данной различными учреждениями и следователем, с со­держанием приговора и другими материалами личного дела, вы­явление ценностно-ориентационных и поведенческих особенно­стей осужденного, его ролевого статуса в преступном сообщест­ве, поведение в процессе предварительного следствия и судебного разбирательства, анализ публикаций, переписки, социальных связей.

2) Объективное и включенное наблюдение — получение и анализ данных о непосредственно проявляемых осужденным лич­ностных качествах в различных условиях жизнедеятельнос­ти — особенности взаимоотношений с людьми в зависимости от их группового статуса, предпочитаемый стиль поведения, объ­екты повышенной ориентации, деформированность отдельных со­циальных качеств, референтные группы, "уязвимые места" пси­хики, зоны повышенной чувствительности.

3) Изучающая беседа (метод опроса) — получение сведений от осужденного по определенной программе с целью выявления личностных позиций, системы его отношений к различным социально значимым явлениям, жизненного пути личности, возможностей опоры на положительные качества личности. Общаясь с осужденным, воспитатель должен знать, где и когда родился осужденный, наиболее яркие его впечатления в различные периоды жизни, уклад семейной жизни, особенности семейных отношений, этнические обычаи и традиции, взаимодействие с микросредой; наиболее существенные психотравмирующие жизненные обстоятельства; в каком возрасте и при каких обстоятельствах совершил первые деликты (проступки) и первое преступление и т. д.

4) Анализ данных медицинского (соматического и психо-терапевтического) обследования — ознакомление с состоянием физического и психического здоровья осужденного, с рекомен­дациями по организации его труда и быта в связи с возможными личностными акцентуациями, психопатическими проявлениями.

5) Анализ данных о психических особенностях личнос­ти интеллектуальных особенностях (уровень интеллектуаль­ных возможностей, широта кругозора, глубина и обоснованность суждений), особенностях волевой и эмоциональной сферы (осо­бенности принятия решений, их транзитивность или нетранзи­тивность, самостоятельность и настойчивость реализации, сфе­ра импульсивных проявлений, преобладающие эмоциональные состояния, склонность к аффективному поведению).

6) Анализ результатов различных воспитательных воз­действий (разработка системы средств эффективного ресоциализирующего воздействия на данную личность, коррекция сис­темы воспитательных воздействий).

Эффективность воспитательного воздействия в значи­тельной мере зависит от установления психологического кон­такта с осужденным. Такой контакт возможен лишь на основе знания его индивидуальных особенностей, предпочтительных ориентации и актуализированных интересов. Существенна так­же адекватная диагностика личностных психологических барь­еров, системы психологической защиты индивида.

Взаимодействуя с личностью, необходимо рассматривать ее в системе групповых связей. Личность всегда представляет оп­ределенную малую группу. Группа, сообщество заключенных определяет поведение своих членов. Фундаментальный принцип пенитенциарности: реализуя карательную функцию, ИУ должны формировать способность осужденных к жизнедеятельности в условиях самоорганизации. Длительное существование индивида в условиях глобального надзора и регламентации подавляет механизм психической саморегуляции и, по существу делает человека неспособным к последующей жизни на свободе. В этих условиях возникает почти необратимый процесс регресса личности.

Опасно длительное содержание человека в условиях толпы - социально неорганизованной общности. В таких условиях формируется и прочно закрепляется анемический, нигилистический тип поведения — укрепляется социальная отчуждённость, поведение переходит на эмоционально-импульсивный уровень регуляции.

Гуманность наказания следует понимать не как снижение его карательной функции, а как такую его организацию при которой наказание не вытравляло бы в наказуемом его человеческие качества, не подавляло бы в нем веру и надежду в возможность быть полноценным членом общества.

Опыт некоторых ИУ показывает, что даже при существую­щей правовой регламентации режима возможны некоторые его улучшения: оборудование локальных зон и изолированных уча­стков для небольших групп осужденных, улучшение санитарно-бытовых условий, повышение трудовой мотивации, поощре­ние трудовой инициативы, эстетическое оформление бытового окружения, интеллектуальное насыщение досуга, укрепление социальных связей с внешней средой.

Как отмечают исследователи, количество общих и произ­водственных правонарушений резко снижается по мере созда­ния современной промышленно-производственной базы ИУ, раз­нообразия трудовых процессов и повышения материальной за­интересованности в результатах труда.

Общество не должно уповать лишь на жесткие условия со­держания осужденных в местах лишения свободы. Не менее важна его попечительская деятельность. Добро и милосердие всегда берут верх над мстительностью и жестокостью. Нельзя злом победить зло. Воссоздать в человеке человеческое можно лишь человеческими способами.

Завершающим и наиболее ответственным периодом ресоциализации является реадаптация освобожденного к жиз­ни на свободе, в новых; как правило, трудных жизненных ус­ловиях, требующих значительных усилий. Бытовая неустро­енность, нарушенность прежних социальных связей, отсутствие жилья, настороженность родных и знакомых, холодный взгляд в отделах кадров по найму рабочей силы, тяжелый гнет социального отвержения — ситуация, особенно опасная для тех, укого за плечами уже был острый конфликт с обществом, этой ситуации существенна не только психологическая установка на новый образ жизни, необходим комплекс социальных условий для реализации этой установки.

Наибольшая вероятность "срыва" — совершение повторного преступления — приходится на первый год после освобождения. Этот год должен быть годом социальной реабилитации освобожденного с соответствующим социально-правовым его обеспечением, созданием условий для начала его новой жизни. Нужны, конечно, и социальный контроль, проверка соответствия поведе­ния реабилитируемого лица социальным ожиданиям. Но соци­альный контроль должен сопровождаться содействием патронажных органов упрочению положительных связей реабилити­руемого лица с социальной средой.

Помочь оступившемуся человеку вновь обрести свою чело­веческую сущность — одно из предназначений социума.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: