Для того чтобы взаимодействовать с другим человеком, необходимо иметь какое-то представление о нем. Общаясь, люди составляют впечатление о партнере на основании своего опыта, эталонов, внутренних установок, сознательной или бессознательной интерпретации невербальных сигналов. На основании сформировавшегося под влиянием внешних и внутренних факторов мнения строятся отношения между людьми.
Функции социальной перцепции
• Познания себя
• Познания партнеров по взаимодействию
• Установления эмоциональных контактов
• Организации совместной деятельности
МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ
• Стереотипизация – выполняет функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека;
• Идентификация – способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление, отождествление себя с его характеристиками
• Рефлексия – осознание субъектом того, как он воспринимается партнером по общению
• йствительности нет.
• Идеализация -наделение наблюдаемого исключительно положительными качествами
• Эмпатия – эмоциональное сопереживание другому человеку
• Аттракция – основано на формировании устойчивого позитивного чувства к человеку.
• Проекция – перенос на наблюдаемых психических особенностей наблюдателя, приписывание как положительных, так и отрицательных свойств, которых в которых в действительности нет.
• Этноцентризм – опасность завышения положительных качеств своей национальности
• Механизм первого впечатления
Типичные схемы:
• Фактор превосходства
Схема начинает работать в ситуации неравенства партнеров (по уму, росту, материальному положению и др.). Человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им значительно выше и по остальным значимым параметрам
• Фактор привлекательности партнера
Внешне привлекательного человека люди склонны переоценивать и по другим важным для них психологическим и социальным параметрам
• Фактор отношения к наблюдающему