Роль государства в рыночной экономике. Государственное регулирование экономики: основные цели и инструменты

Прежде всего необходимо определить, что включает в себя понятие государственное регулирование. Согласно общепринятому определению, государственное регулирование экономики представляет собой систему опосредованного воздействия на поведение хозяйственных субъектов и тем самым на экономику в целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.

Методы и цели государственного регулирования экономики

К основным целям государственного регулирования экономики относятся:

· минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов;

· создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;

· обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Методы достижения этих целей подразделяются:

· на прямые (или дирижистские);

· косвенные (или экономические).

Прямые методы государственного регулирования экономики основываются на административно-правовых способах воздействия на деятельность тех или иных субъектов хозяйствования (меры запрета, разрешения, ограничения).

Косвенные регуляторы отличаются от дирижистских методов тем, что они не ограничивают свободу экономического выбора, а наоборот, дают дополнительные стимулы при принятии рыночного решения. Основная область их применения — вся экономическая среда. Косвенные методы регулирования предполагают использование средств и возможностей финансовой и кредитно-денежной систем страны.

Указанные методы взаимосвязаны.

Можно назвать следующие средства (инструменты) государственного регулирования экономики:

административно-правовые инструменты;

финансовая (налоговая) система;

кредитно-денежная система государства;

государственная собственность;

государственный заказ.

Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования.

Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения; новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал; и др.

7) Понятие безработицы, ее определение и современное состояние. Причины безработицы: классическая и кейнсианская концепции.

Безработица определяется как контингент лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, пригодных в настоящее время к работе и ищущих ее в рассматриваемый период.

Безработица в России сокращается естественным путем.

В 2010 году число безработных в России сократилась всего на 0,7 млн. человек. Учитывая снижение численности трудовых ресурсов и послекризисное восстановление экономики, эта цифра могла бы быть больше. Дальнейшему снижению уровня безработицы мешают низкая мобильность населения и отсутствие системы поддержки малого бизнеса. "Уровень экономически активного населения страны составил в среднем за 2010 год 67,7%.

Уровень занятого населения составил 62,7%. Уровень безработицы в среднем в 2010 году составил 7,5%", - говорится в докладе Росстата. Таким образом, в 2010 году в России экономически активное население в возрасте от 15 до 72 лет составляло 75,4 млн. человек, в том числе занятые - 69,8 млн. человек, а безработные - 5,6 млн. человек. Последний показатель, в соответствии с рекомендацией Международной организации труда, относится к общей безработице, тогда как численность официально зарегистрированных безработных за 2010 год составила в среднем 1,9 млн. человек. В целом за прошлый год общая безработица снизилась на 10,9%. В 2009 году она составляла в среднем 6,3 млн. человек или 8,4% от экономически активного населения. В 2008 году безработных в России было 5,3 млн. человек, тогда как численность экономически активного населения в тот год достигла исторического максимума в 75,9 млн. человек. Но конец 2008 года ознаменовался массовыми увольнениями: кризис прервал многолетнюю тенденцию снижения безработицы, которая вышла в 2007 году на минимум в 4,2 млн. человек (5,6% от экономически активного населения).

Госстатистика также свидетельствует, что в течение 2010 года число безработных устойчиво снижалось, и в декабре их доля упала до 7,2% от экономически активного населения (за IV квартал - 6,7%). Как напомнила директор региональных программ Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич, даже в разгар кризиса уровень российской безработицы "не был критичным" и доходил только до 9,5%, тогда как во многих европейских странах доля безработных превышала 10-11%. "Безработица у нас сейчас невысокая, хотя ее уровень еще не вернулся к нормальному для нашей страны, составляющему где-то 5%", - считает эксперт. По ее словам, к федеральным данным, которые отражают среднюю температуру по больнице, следует относиться аккуратно. "По нашим подсчетам, в сентябре в 30-33 регионах безработица вернулась на докризисный уровень, а еще примерно в 30-ти регионах она пока выше", - заявила социолог.

Безработица - неотъемлемое свойство рыночной системы хозяйствования. Число безработных значительно возрастает в периоды кризисов и уменьшается в периоды подъемов. Считается, что в известной мере умеренная безработица является источником для экономического роста, т.к. представляет собой резерв незанятой рабочей силы, который можно задействовать при последующем расширении производства, наличие безработицы усиливает стимулы предпринимательской деятельности, страх потерять работу является самым лучшим организатором дисциплины труда и др. В силу отмеченных причин умеренная безработица (от 3 до 5% занятых) считается необходимым спутником развития рыночной экономики.

Уровень безработицы рассчитывается как процентное отношение числа безработных к общей численности рабочей силы (в состав рабочей силы включаются как занятые работники, так и безработные). Безработица никогда не бывает равномерно распределенной среди населения страны. Имеются региональные, возрастные, половые, национальные и иные различия.

В неоклассической модели безработица возникает как результат нарушения законов рынка из-за вмешательства в конкурентный механизм либо государства, либо профсоюзов. Эти нерыночные силы влияют на уровень заработной платы и не дают ей упасть до равновесного состояния, поэтому предприниматели не могут предложить работу всем желающим по требуемым ставкам оплаты труда. Следовательно, в неоклассической модели безработица носит добровольный характер, поскольку означает отказ работников трудиться за низкую оплату своего труда.

В кейнсианской модели безработица происходит в результате нехватки совокупного спроса на товары и услуги, из-за чего предприниматели сокращают спрос на факторы производства, в т.ч. и рабочую силу. Следовательно, она носит не добровольный, а вынужденный характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: