Виды безработицы и ее показатели. Издержки безработицы. Государственная политика в области занятости

В экономической теории выделяют следующие виды безработицы: фрикционная; структурная; циклическая; сезонная; добровольная. Кроме того, безработица может быть скрытой, как это было в России в последние годы. Итак, рассмотрим каждый из типов безработицы.

Фрикционная безработица существует даже в странах, переживающих бурный экономический расцвет. Её причина состоит в том, что работнику, уволенному со своего предприятия или покинувшему его по своей воле, требуется некоторое время для того, чтобы найти новое рабочее место. Оно должно устроить его и по роду деятельности, и по уровню оплаты. Даже если на рынке труда такие места есть, найти их удается обычно не сразу. Одни люди чувствуют себя способными выполнять более сложную и высокооплачиваемую работу и ищут ее, другие убеждаются, что не соответствуют требованиям на своем рабочем месте и должны поискать работу с оплатой пониже. В свободном рыночном обществе всегда есть определенное количество людей, которые по разным причинам ищут для себя более подходящую работу. Кроме того, на рынке труда всегда существуют безработные, которые ищут работу в первый раз (молодежь, женщины, вырастившие детей, и др.). Такие люди также учитываются при определении уровня фрикционной безработицы. Эти процессы способствуют повышению эффективности использования трудовых ресурсов, более рациональному их распределению.

Структурная безработица связана с изменениями в технологиях, а также с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые товары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом. В этой связи предприятия пересматривают структуру своих ресурсов и, в частности, ресурсов труда. Как правило, внедрение новых технологий приводит либо к увольнению части рабочей силы, либо к переобучению персонала. Понятно, что структура производства не может оставаться неизменной. В результате научно-технического прогресса, технологических изменений, меняется и структура спроса на рабочую силу.

Циклическая безработица присуща странам, переживающим общий экономический спад. В этом случае кризисные явления возникают не на отдельных, а практически на всех товарных рынках. Трудности переживает большинство фирм страны, а потому массовые увольнения начинаются почти одновременно и повсеместно. В итоге общее число свободных рабочих мест в стране оказывается меньше числа безработных. В фазах оживления и подъема появляются новые рабочие места, и безработица рассасывается. Можно выделить еще сезонную безработицу, связанную с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет (и, следовательно, снижается безработица), в другие - уменьшается (а безработица возрастает). К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объемов производства (а значит - и занятости) относятся, прежде всего, сельское хозяйство и строительство. Поэтому, иногда, к категории безработных относят (хотя и не вполне правомерно) сезонных работников. Они остаются без работы из-за того, что некоторые виды деятельности могут осуществляться только в определенные периоды года.

Добровольная безработица вызвана тем, что в любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психическому складу или по другим причинам не хотят работать. Также она возникает в тех случаях, когда работник увольняется по собственному желанию, если он недоволен уровнем оплаты его труда, условиями работы, либо какими-то другими обстоятельствами.

Наконец, можно выделить еще один вид безработицы - скрытая безработица, которая характерна для отечественной экономики. Суть её в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

В экономической теории используется два показателя, которые могут обрисовать объективную картину экономической нестабильности на рынке труда. Это уровень безработицы и средняя ее продолжительность. Показатель уровня безработицы используется для измерения масштабов безработицы и измеряется как доля официально зарегистрированных безработных к численности занятых в производстве. Продолжительность безработицы характеризует среднее время перерыва в работе. Для оценки уровня безработицы используют следующие показатели: Коэффициент занятости - удельный вес самодеятельного взрослого населения, занятого в общественном производстве в общей численности населения страны. Норма (уровень) безработицы-процент безработных в общей численности рабочей силы. Естественная безработица -- процент (удельный вес) общего количества безработных в численности рабочей силы в период экономической стабильности. Норма безработицы (уровень безработицы) постоянно изменяется под влиянием общественного производства - циклического характера экономических спадов и роста производства; технического прогресса, требующего повышения квалификации и изменения профессий наемного персонала.

Трудоспособное население - это все те, кто по возрасту и по состоянию здоровья способны работать. Разграничение отдельных категорий населения осуществляется в соответствии с занятостью в рыночном или нерыночном секторах экономики. Из состава взрослого населения выделяется институциональное население, ориентированное на нерыночные структуры, то есть на такие институты государства как армия, полиция, госаппарат. Все остальное взрослое население является не институциональным. В состав занятого населения включают тех, кто ориентирован на рыночные структуры экономики. К рабочей силе относятся занятые и безработные. В особую категорию выделяются лица, не входящие в состав рабочей силы. К ним относятся те, кто не имеет работы, но не отвечает требованию поиска работы. Предполагается, что у этих людей отсутствует ориентация поиска работы на рынке труда. Существует категория лиц, которые действительно хотели бы работать, но по тем или иным причинам отказались от поиска - это так называемые отчаявшиеся найти работу. Данную категорию людей относят не к безработным, а к лицам, не входящим в состав рабочей силы.

Уровень и динамика этих показателей зависят от ряда факторов: демографического, половозрастного, этнического, социального состава населения, соотношения спроса и предложения на рынке труда в отдельных регионах и отраслях.

В любом обществе безработица всегда связана с определенными экономическими и социальными издержками.

Экономические потери общества измеряются стоимостью непроизведенных товаров и услуг, сокращением налоговых поступлений в государственный бюджет, ростом затрат на выплату пособий по безработице, содержание значительного аппарата государственных органов по труду, занятости и социальному обеспечению.

Происходит обесценивание, недоиспользование накопленного научно- образовательного потенциала общества, ухудшается качество жизни безработных и членов их семей.

Уменьшается доля экономически активного населения в результате негативных изменений в уровне рождаемости, повышения смертности, снижения средней продолжительности жизни, усиления оттока наиболее квалифицированных кадров за рубеж.

Следует также учитывать, что в результате проведения реформ, приватизации, изменения форм собственности и организационно-правовых форм предприятий, сопровождающихся при этом падением производства и сокращением рабочих мест, усилились процессы выталкивания высококвалифицированных работников из реального сектора экономики.

Большинство из них не может найти должного применения своим способностям в рыночном секторе, не может устроиться по специальности, отчего теряет и сам работник, и общество в целом.

В последнее время безработица получила широкий международный аспект. В настоящее время осуществляется разработка и реализация межгосударственных программ преодоления безработицы в различных регионах в рамках стран СНГ, а также стран Европейского союза.

Безработица ведет к усилению социально-негативных процессов, росту напряженности, «социальной патологии» общества. Безработный человек не только не может использовать свои знания и умения, лишается доходов и средств к существованию, но и теряет свой статус и значимость в обществе, становится психологически неустойчивым, неуверенным в будущем.

Система мер по регулированию и организации занятости населения включает в себя:

· регулирование занятости населения. Правительство разрабатывает финансово-кредитную, инвестиционную и налоговую политики, направленные на рациональное размещение производительных сил и способствующие сохранению и развитию рабочих мест в стране;

· федеральную государственную службу занятости. Данная служба оценивает состояние и прогнозирует развитие занятости населения, информирует о положении на рынке труда; разрабатывает и реализует целевые программы содействия занятости граждан;

· финансирование мероприятий по содействию занятости населения. Средства формируются за счет обязательных страховых взносов работодателей и работающих;

· организацию общественных работ. Органы исполнительной власти организуют проведение оплачиваемых общественных работ;

· социальную поддержку безработным. Государство обеспечивает выплату пособий по безработице; выплату стипендий в периоды профессиональной переподготовки и повышения квалификации и др.

Политика занятости имеет огромное значение для формирования цивилизованного рынка и предотвращения социальных взрывов. Она должна быть тесно увязана с другими программами, со структурной перестройкой, общей стратегией развития экономики, с мерами по развитию мелкого предпринимательства.

Политика занятости должна обеспечивать наиболее эффективное использование трудового потенциала, расширять возможности трудоустройства различных категорий населения. Большое значение придается местным инициативам по трудоустройству, поощрению инновационной и предпринимательской деятельности. Необходимо использовать все имеющиеся для этого средства, включая обучение, субсидии, поддержку в создании собственного дела.

Значительных усилий и средств требует осуществление программ обучения и переобучения, повышения квалификации и переквалификации для безработных, лиц, высвобождаемых из производства, системы управления и Вооруженных Сил. Необходима соответствующая перестройка образования и профуче-бы с учетом новых требований. Система образования должна быстро реагировать на меняющийся спрос на профессии. Средним и высшим учебным заведениям следует скорректировать свои учебные планы и методы преподавания. Необходимо, чтобы молодые люди получали профессии, которые пользуются спросом, также необходима новая система переподготовки взрослых людей, которая обеспечивала бы быструю адаптацию и повышение квалификации трудящихся.

Определенную роль в улучшении положения в области занятости может сыграть организация общественных работ. Хотя, как показывает международный опыт, эта мера имеет временный характер, обеспечивая в основном кратковременную занятость и преимущественно в сфере малоквалифицированного труда.

Для активизации трудовой деятельности населения огромное значение имеет усиление трудовой мотивации, что требует более тесной увязки оплаты труда с его результатами, развития систем участия рабочих и служащих в собственности и управлении. Это имеет значение не только для расширения занятости, но и для реализации общих резервов повышения производительности труда и экономического роста.

Проблемы безработицы можно было бы смягчить и за счет более широкого использования нестандартных видов занятости - частичной, временной, надомной работы, создания собственных предприятий лицами, потерявшими работу. Для этого нужно обеспечить необходимые экономические и законодательные условия, а также выполнение тех законодательных актов, которые уже действуют.

Осуществление эффективной и перспективной политики занятости требует прогнозирования основных показателей занятости и развития трудовых ресурсов, развертывания фундаментальных исследований в этой области.

Необходимы постоянный контроль и анализ реальной безработицы, которая качественно меняется. Требуется психологическая подготовка людей к этому социальному явления. Правовая безграмотность большей части населения делает его беззащитным в случае массовых увольнений. Юридическое просвещение, в т.ч. в отношении прав человека, помощь и консультации всем, оказавшимся без работы, должны стать частью государственной политики.





Подборка статей по вашей теме: