К этому типу барьеров относится высокомерная манера вести себя – сознательное или подсознательное стремление поставить себя выше собеседника. Это может выражаться в прямом принижении собеседника: угрозы, обвинение, приказы, оскорбительные прозвища, пренебрежение («Такое мог сказать только идиот», «Ну, что с тебе возьмешь?). Иногда этот барьер возникает помимо воли человека, если он использует менторский тон, категоричность в суждениях, нравоучение, советует другому, когда его об этом не просят.
2. Непонимание интересов, состояния собеседника, его отношения к другим людям, вещам, событиям.
3. Конфликтогенные черты. С некоторыми людьми просто не хочется общаться – возникает барьер, причиной которого является их бесцеремонность, бестактность, фамильярность.
Оценочные суждения.
5. Переход с роли на личность.
Сравните:
Исполнение роли ученика Оценка личности
- Ты сегодня не выучил урок. – Ты ленивый и безответственный
- В этом задании ты допустил - У тебя никогда ничего не полу-
ошибку чается
6.Стереотипизация - стремление обобщать.
Барьер несовместимости характеров.
Страдание или горе.
Барьер отвращения и брезгливости.
Барьер презрения.
Барьер страха.
Барьер стыда и вины.
Барьер общения, вызванный гневом
ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ
Следующие советы помогут вам произвести наиболее благоприятное впечатление:
- следите за осанкой, никогда не сутультесь;
- походка должна быть свободной, без суеты, лености и усталости;
- поза, в которой сидите или стоите, должна говорить о вашей уверенности и доброжелательном спокойствии (не следует скрещивать руки, подобострастно наклонять голову набок или высокомерно откидываться на спинку сиденья);
- смотрите в глаза собеседнику большую часть времени беседы, это признак вашей внимательности, открытости и искренности;
- низкий спокойный тембр голоса свидетельствует о продуманности и
прочувствованности сообщения, поэтому вызывает больше доверия, чем высокий тон, визгливый и громкий;
- темп речи должен быть спокойным и размеренным;
- паузы позволяют подчеркнуть ключевые фразы, дают время подумать и лучше запомнить сказанное;
- одежда должна соответствовать вашей профессиональной компетентности и желаемому статусу (одевайтесь в соответствии с той должностью, на которую претендуете).
БИЛЕТ № 10