Инфляция - это переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребности товарооборота, вызывающее обесценение денег и рост общего уровня цен.
Виды инфляции.
1. В зависимости от темпа роста цен:
Ø умеренная (ползучая) - цены возрастают не более чем на 10% в год. При такой инфляции темп роста номинальных доходов, как правило, соответствует темпу роста цен, т.е. реальные доходы не изменяются;
Ø галопирующая, для которой характерен рост цен в пределах 200% в год, при этом темп роста номинальных доходов существенно отстает от темпа роста цен, т.е. реальные доходы падают;
Ø гиперинфляция - чрезмерное увеличение денежной массы в обращении, ведущее к резкому обесценению денежной единицы и нарушению нормальных хозяйственных связей. Гиперинфляцией принято считать прирост уровня цен более 50% в месяц, что в пересчете на год составляет 13000%.
2. В зависимости от форм проявления:
Ø открытая инфляция характеризуется ростом общего уровня цен, падением покупательной способности денег, дисбалансом спроса и предложения;
|
|
Ø подавленная (скрытая) инфляция проявляется в хроническом товарном дефиците при постоянстве цен. Государство устанавливает контроль над ценами, замораживая их на определенном уровне. В этих условиях цены не выполняют свои функции, прекращается действие рыночного механизма, формируется стабильное превышение совокупного спроса над совокупным предложением, возникает хронический товарный дефицит.
3. В зависимости от соотношения темпа роста цен на отдельные группы товаров:
Ø сбалансированная - это инфляция, при которой цены на все группы товаров растут примерно одинаково, и соотношение между ценами остается постоянным;
Ø несбалансированная инфляция, при которой цены на различные товары растут разными темпами, в результате изменяется соотношение цен.
4. В зависимости от прогнозируемости роста цен:
Ø ожидаемая - это прогнозируемый, предполагаемый рост цен. Таким образом, инфляция приобретает самоподдерживающий характер, она сама себя генерирует. Образуется порочный круг: ожидание роста цен - рост цен - ожидание нового роста цен - новый рост цен и т.д.;
Ø неожиданная характеризуется внезапным скачком цен и стремительным ростом спроса.
5. В зависимости от причин, вызывающих инфляцию:
Ø инфляция спроса - рост общего уровня цен в результате превышения совокупным спросом товарного предложения. Обычно возникает при полной занятости, когда совокупный спрос превышает потенциальный ВНП.
Ø инфляция предложения (или инфляция издержек) - рост товарных цен, вызванный ростом стоимости факторов производства. Издержки производства растут, увеличивая цену выпускаемой продукции.
|
|
Стагфляция – сочетание инфляции и стагнации, или застой производства; одновременное повышение цен сопровождается кризисом производства и высоким уровнем безработицы.
Показатели измерения инфляции.
1. Индекс цен (I) - показатель изменения во времени цен товаров и услуг, финансовых активов. Для характеристики инфляции особое значение имеет индекс потребительских цен - отношение стоимости потребительской корзины в ценах данного периода к ее стоимости в ценах предшествующего периода.
I = (∑ р1q0/∑ р0q0)*100%,
где I - индекс потребительских цен;
р1 - цены на товары и услуги в текущем периоде;
р0 - цены на товары и услуги в предшествующем периоде;
q0 - неизменный набор товаров и услуг («потребительская корзина»).
2. Уровень инфляции (темп роста цен) - определяется как разность между индексами цен текущего и предшествующего периода, деленная на индекс цен предшествующего периода:
π = ((I1- I0)/ I0)*100%
3. Если известен темп инфляции, то с помощью «правила величины 70» можно быстро подсчитать количество лет, в течение которых уровень цен удваивается. Для этого необходимо число «70» разделить на (среднегодовой) темп инфляции: 70/p
4. Дефлятор ВВП измеряет интенсивность инфляции или обратного процесса – дефляции, когда наблюдается снижение общего уровня цен в стране.
Номинальный ВВП (PQ) – это ВВП, подсчитанный в текущих ценах, где Р означает индекс цен, а Q – физический объем производства.
Реальный ВВП – это фактический объем выпуска продукции, рассчитанный в ценах базисного года.
Вопрос 6. Потребление, сбережения и инвестиции
Потребление (С) - это использование части располагаемого дохода для текущего приобретения товаров краткосрочного и длительного пользования и услуг.
Сбережения (S) - накопление части дохода для последующего потребления.
Зависимость между уровнем дохода и потреблением описывается графиком потребления.
Биссектриса на рисунке описывает ситуацию, при которой потребление равно доходу, т.е. весь доход потребляется и сбережения равны нулю. В реальной жизни потребляется только часть дохода и кривая потребления обычно принимает вид СС. Анализ этой кривой показывает, что:
1) даже при нулевом доходе существует потребление. Это так называемое автономное потребление (С0) - потребление, не зависящее от уровня дохода. Автономное потребление может осуществляться за счет продажи накопленного имущества, прошлых сбережений, займов;
2) при доходе, равном Y1, потребление больше дохода. В этом случае потребление осуществляется как за счет дохода, так и за счет сбережений, займов и т.п.;
3) при доходе, равном Y2, весь доход идет на потребление;
4) при Y3 часть дохода (Y3B) потребляется, а часть дохода (AB) - сберегается.
Зависимость сбережений от величины дохода описывается графиком сбережений.
График сбережений показывает, что при доходе, равном Y1, сбережения имеют отрицательное значение (сбережения сокращаются), при доходе Y2 сбережения равны нулю. Они возникают и начинают расти за пределами Y2 и по мере увеличения дохода возрастают абсолютно, растет и доля сбережений в доходе.
Помимо дохода, на потребление и сбережения влияют и другие (недоходные) факторы, приводящие к изменениям потребления и сбережений при том же уровне дохода и смещению кривых потребления и сбережений:
ü накопленное богатство;
ü объем бесплатных услуг, оказываемых населению (бесплатное образование, здравоохранение и т.п.);
ü насыщенность рынка товарами;
ü уровень налогообложения;
ü задолженность по потребительским кредитам;
ü ожидания изменения цен, доходов и др.
Уровень потребления и сбережений характеризуют, соответственно:
|
|
1) средняя склонность к потреблению (АРС) - доля располагаемого дохода (Y), направляемая на потребление (С):
АРС = С/ Y
2) средняя склонность к сбережению (АРS) - доля располагаемого дохода (Y), направляемая на сбережение (S):
АРS = S / Y
3) предельная склонность к потреблению (МРС)– это отношение изменения объема потребления (ΔС) к изменению дохода (ΔY):
МРС = ΔС / ΔY
4) предельная склонность к сбережению (МРS) – это отношение изменения сбережений (ΔS) к изменению дохода (ΔY):
МРS = ΔS / ΔY
5) Функция потребления: С=С0+ МРС (Y),
где С - потребление;
С0 - автономное потребление - потребление при нулевом доходе;
МРС - предельная склонность к потреблению;
Y - располагаемый доход (валовой национальный продукт).
6) Функция сбережений: S = - С0+ МРS(Y)
Вторым по удельному весу в совокупном спросе (планируемых совокупных расходов) является инвестиционный спрос. Инвестиционный спрос фирм представляет собой намерения, или планы фирм по увеличению своего капитала и/или товарных запасов.
Инвестиции – это:
1. Процесс увеличения реальных производительных активов (например, приобретение основного капитала, например зданий, основных производственных средств или оборудования, или увеличение запасов и незавершенного производства). Это кейнсианское определение инвестирования и представляет собой концепцию потоков.
ü Инвестиционные товары предназначены скорее для инвестирования, чем для потребления.
ü Валовые вложения в основной капитал – это расходы на новые капиталовложения.
ü Чистые инвестиции – это валовые капиталовложения за вычетом износа основного капитала, т. е. величины снижения стоимости основного капитала в результате износа его элементов, воздействия времени или морального устаревания.
ü Налоговая льгота при инвестировании капитала – это налоговая скидка, которая снижает налогообложение прибылей фирм, осуществляющих инвестиции.
ü Иностранные прямые инвестиции – это инвестиционные расходы, осуществленные за границей.
|
|
2. Приобретение финансовых активов, например акций компаний. В этом случае инвесторами являются лица, которые владеют подобными активами, а инвестициями – то, что им принадлежит. С точки зрения общей величины активов их следует рассматривать как запасы.
Инвестиции часто рассматриваются в сочетании со сбережениями. На уровне мировой экономики осуществленные инвестиции и сбережения, по определению, должны быть равны. Однако на уровне индивида, фирмы, правительства или страны нет причин для того, чтобы либо ожидаемые, либо осуществленные сбережения и инвестиции оказались равными.
Классифицирование инвестиций производится:
Ø - относительно объекта приложения:
1. инвестиции в имущество (материальные инвестиции). Под материальными инвестициями понимают инвестиции, которые прямо участвуют в производном процессе (например, инвестиции в оборудование, здания, запасы материалов);
2. финансовые инвестиции – вложения в финансовое имущество, приобретение прав на участие в делах других фирм и деловых прав (например, приобретение акций, других ценных бумаг);
3. нематериальные инвестиции – инвестиции в нематериальные ценности (например, инвестиции в подготовку кадров, исследования и разработки, рекламу и др.).
Инвестиции относительно объекта приложения можно разделить на два вида:
1. портфельные – вложения в ценные бумаги с целью последующей игры на изменение курса и (или) получение дивиденда, а также участия в управлении хозяйствующим субъектом. Формирование портфеля происходит путем приобретения ценных бумаг и других активов.
2. прямые (реальные) инвестиции – вложения частной фирмы или государства в производство какой-либо продукции. Реальные инвестиции состоят из двух различных компонентов: 1) инвестиции в основной капитал, то есть приобретение вновь произведенных благ, таких как производственное оборудование, компьютеры и здания производственного назначения;
2) инвестиции в товарно-материальные запасы (оборотный капитал), которые представляют собой накопление запасов сырья, подлежащего использованию в производственном процессе, или нереализованных готовых товаров.
В свою очередь, реальные инвестиции можно разделить на:
А) внутренние – это вложение средств хозяйствующего субъекта в собственные факторы производства за счет собственных источников финансирования;
Б) внешние – это вложения средств инвестиционных институтов в факторы производства, нуждающегося в инвестициях хозяйствующего субъекта.
Чистые инвестиции - это валовые инвестиции за вычетом издержек на возмещение основного капитала.
Ø - относительно фактора времени:
1. краткосрочные инвестиции;
2. долгосрочные инвестиции.
Аннуитет – инвестиции, приносящие вкладчику определенный доход через регулярные промежутки времени. В основном, это вложения средств в пенсионные и страховые фонды.
Ø - относительно характера использования:
1) первичные инвестиции, или нетто-инвестиции, осуществляемые при основании или при покупке предприятия;
2) инвестиции на расширение (экстенсивные инвестиции), направляемые на расширение производственного потенциала;
3) реинвестиции, т.е. использование свободных доходов, полученных в результате реализации инвестиционного проекта, путем направления их на приобретение или заготовление новых средств производства с целью поддержания состава основных фондов предприятия;
4) инвестиции на замену, в результате которых имеющееся оборудование заменяется новым;
5) инвестиции на рационализацию, направляемые на модернизацию технологического оборудования или технологических процессов;
6) инвестиции на изменения программы выпуска продукции;
7) инвестиции на диверсификацию, связанные с изменением номенклатуры изделий, созданием новых видов продукции и организацией новых рынков сбыта;
8) инвестиции на обеспечение выживания предприятия в перспективе, направляемые на НИОКР, подготовку кадров, рекламу, охрану окружающей среды;
9) брутто-инвестиции, состоящие из нетто-инвестиций и реинвестиций;
10) рисковые инвестиции, или венчурный капитал – инвестиции в форме выпуска новых акций, производимые в новых сферах деятельности, связанных с большим риском.
Автономные инвестиции - это инвестиции, не зависящие от уровня дохода (ВНП).
Производные (индуцированные) инвестиции - это инвестиции, величина которых зависит от величины ВНП.
Основные факторы, влияющие на инвестиционный спрос, - это ожидаемая норма прибыли (Np) и уровень банковского процента (i).
Цель инвестирования - получение прибыли в будущем. Очевидно, что чем выше ожидаемая прибыль, тем больше спрос на инвестиции. С другой стороны, при принятии решений о целесообразности вложения капитала, инвестор учитывает альтернативные возможности его применения. Решение его будет зависеть от уровня банковского процента. Чем выше процент, тем привлекательнее банковские вложения, и наоборот.
Общий спрос на инвестиции представляет собой сумму всех планируемых инвестиций. Между ставкой процента и объемом требуемых инвестиций существует обратная связь.
Факторы, влияющие на сдвиг кривой спроса на инвестиции:
Рост фактора | Спрос на инвестиции |
Издержки на приобретение, эксплуатацию и обслуживание зданий, сооружений, оборудования | Снижение нормы прибыли, кривая спроса на инвестиции сместится влево |
Налоги на предпринимателей | Снижение доходности инвестиций и их величины. Кривая спроса на инвестиции смещается влево |
Изменения в технологии производства | Повышение спроса на инвестиции, кривая спроса на инвестиции смещается вправо |
Ожидания производителей в отношении рыночной конъюнктуры | Оптимистические ожидания сдвигают кривую спроса на инвестиции вправо, пессимистические – влево |
Инвестиционный мультипликатор (MRI) - отношение изменения величины ВНП к инвестициям, вызвавшим это изменение; равен величине, обратной предельной склонности к сбережению:
MRI = 1/MPS
Таким образом, в силу действия мультипликативного эффекта прирост ВНП в результате увеличения инвестиций будет больше, чем сами инвестиции:
∆GNP = I*MRI
Однако надо иметь в виду, что мультипликатор действует в обоих направлениях, и снижение инвестиций приведет к падению ВНП на величину, большую, чем сокращение инвестиции.