Воздушный транспорт

Выбор вида транспортного средства и перевозчика

Рассмотрим сравнительные логистические ха­рактеристики различных видов транспорта. Каждому виду транспорта присущи свои достоинства и недостатки, при выборе способа транспортировки транспортного средства и конкретного перевозчика.

Железнодорожный транспорт.

Достоинства:

· высо­кая провозная и пропускная способность;

· независимость от климатических условий, времени года и суток;

· высокая регулярность перевозок, возможность эффективно организовать выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

· Относительно низкие тарифы;

· значительные скидки для транзитных отправок;

· высока скорость доставки грузов на больше расстояния.

Недостат­ки:

· Ограниченное количество перевозчиков;

· большие ка­питальные вложения в производственно-техническую базу;

· высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок;

· низкая доступность к конечным точкам продаж (потреб­ления);

· недостаточно высокая сохранность груза.

Морской транспорт.

Достоинства:

· возможность меж­континентальных перевозок;

· низкая себестоимость пере­возок на дальние расстояния;

· высокая провозная и пропускная способность;

· низкая капиталоемкость перево­зок.

Недостатки:

· ограниченность перевозок;

· низкая ско­рость доставки (большое время транзита);

· зависимость от географических, навигационных и погодных условий;

· не­обходимость создания сложной почтовой инфраструктуры;

· жесткие требования к упаковке и креплению грузов;

· не­высокая частота отправок.

Автомобильный транспорт.

Достоинства:

· высокая доступность;

· возможность доставки груза «от двери до две­ри»;

· высокая маневренность, гибкость, динамичность;

· воз­можность использования различных маршрутов и схем доставки;

· высокая сохранность груза;

· возможность отправки груза маленькими партиями;

· широкие возможность выбо­ра наиболее подходящего перевозчика.

Недостатки:

· низ­кая производительность;

· зависимость от погодных и до­рожных условий;

· относительно высокая себестоимость пе­ревозок на большие расстояния;

· недостаточная экологическая чистота;

· срочность разгрузки, сравнительно малая грузоподъемность.

Воздушный транспорт.

Достоинства:

· наивысшая скорость доставки груза;

· высокая надежность;

· наивысшая сохранность;

· возможность достижения отдаленных райо­нов.

Недостатки:

· высокая себестоимость перевозок, наи­высшие тарифы среди других видов транспорта;

· высокая капиталоемкость,

· материало— и энергоемкость перевозок;

· зависимость от погодных условий.

Выделяют шесть основных факторов, влияющих на вы­бор вида транспорта:

· время доставки,

· частота отправлений груза,

· надежность соблюдения графика доставки,

· способ­ность перевозить разные грузы,

· способность доставить груз в любую точку территории,

· стоимость перевозки.

В табл. 1 дается оценка различных видов транспорта общего пользования по каждому из этих факторов. Единице соответствует наилучшее значение.

Таблица 1

Оценка различных видов транспорта в разрезе основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта

  Факторы, влияющие на выбор вида транспорта
  время доставки частота отправ­лений надежность соблюдения графика доставки груза способность перевозить разные гру­зы способность доставить груз в любую точку терри­тории стоимость перевозки
Вид транспорта
       
         
Железнодорожный            
Водный            
Автомобильный            
Воздушный            

Эксперт­ная оценка значимости различных факторов показывает, что при выборе транспорта, в первую очередь, принимают во внимание следующие:

· надежность соблюдения графика доставки;

· время доставки;

· стоимость перевозки.

Следует отметить, что данные табл. 1 могут служить лишь для приблизительной оценки степени соответствия того или иного вида транспорта условиям конкретной пе­ревозки. Правильность сделанного выбора должна быть под­тверждена технико-экономическими расчетами, основанными на анализе всех расходов, связанных с транспортировкой различными видами транспорта.

Например, стоимость доставки 5 т дорогостоящего груза (ценность — 50 000 долл.) автомобилем составляла 1000 долл., самолетом — 3000 долл. Выбор пал на автомо­биль. Однако проведенный впоследствии анализ полной сто­имости показал, что плюс к провозному тарифу при авто­мобильной перевозке пришлось заплатить:

• экспедитору: 5% от стоимости груза за экспедиро­вание и охрану, т. е. 2000 долл. (при перевозке самолетом эти затраты исключались);

• банкиру: 1,5% от стоимости груза в качестве про­центов за кредит, так как перевозка автомобилем осущест­влялась 15 дней, в течение которых 50 000 долл. были от­влечены в запас, что составило еще 750 долл. ( здесь 36 — годовая банковская процентная ставка за кре­дит);

• суммарные затраты при доставке составили 3750 долл. Выбор автомобиля, сделанный только лишь на сопос­тавлении тарифов, оказался неверен — самолет был вы­годнее.

На практике для транспортировки продукции можно применять не только один вид транспорта, а несколько. Проблема смены видов транспорта решается с помощью интегрирующих систем. Одна из них предполагает, что обо­рудование, применяемое при перевозке на одном виде транс­порта, является продолжением технологической линии обработки груза на другом виде транспорта. Это означает, что, например, контейнер, перевозимый грузовиком, может использоваться на железнодорожном терминале для даль­нейшей транспортировки груза. При этом железная доро­га может перевозить контейнер вместе с грузовиком. Стан­дартизация размера и конструкции контейнеров позволя­ет применять их на многих видах транспорта. Контейнеры сами по себе имеют много преимуществ: они снижают погрузочно-разгрузочные издержки, порчу транспортируемо­го груза и т.д. Но основное их преимущество — они позво­ляют интегрировать применение различных видов транс­порта, хотя при их использовании повышаются стоимость и вес единицы продукции, возникают проблемы с их воз­вратом или обратной загрузкой.

Большинство зарубежных авторов в качестве компонентов транспортной системы рассматривают пути (железнодорож­ные, автомобильные дороги, воздушные трассы и др.), тер­миналы, подвижной состав и тяговые средства. Для логис­тического менеджмента определяющими являются неко­торые технико-эксплуатационные параметры этих компонентов.

Для подвижного состава такими параметрами являются:

· техническая и эксплуатационная скорость;

· габаритные размеры грузовых емкостей и самих транс­портных средств;

· полная масса, нагрузка на оси;

· мощность двигателя (силовых установок);

· грузоподъемность и габаритные размеры прицепов, по­луприцепов, вагонов и т.п.

Для путей сообщения:

· пропускная способность;

· ширина проезжей части (колеи), глубина фарватера;

· допустимая нагрузка на дорожное полотно.

Для терминалов:

· полезная складская площадь;

· количество оборотов (скорость оборота);

· производительность подъемно-транспортного и складс­кого оборудования и т.д.

Особая роль в ЛС принадлежит автомобильному транспор­ту, который является наиболее гибким и мобильным. Без автомобильного транспорта практически невозможна реа­лизация современных логистических технологий (напри­мер, логистическая технология «от двери до двери») в системах снабжения и сбы­та товаропроизводителей.

Центральное место среди многих логистических проце­дур принятия решений по транспортировке занимает про­цедура выбора перевозчика (или нескольких перевозчиков). Часто эта процедура доверяется логистическим менедже­ром транспортно-экспедиционной фирме, с которой у гру­зовладельца имеются давние установившиеся деловые от­ношения. При этом экспедитору задаются определенные характеристики груза, критерии и ограничения.

В тех случаях, когда логистический менеджер самостоятельно решает проблему выбора перевозчика, он должен основываться на определенной схеме выбора. Если определен вид транспорта, то должен быть проведен ана­лиз специфического рынка транспортных услуг, на кото­ром действует, как правило, достаточно большое количе­ство перевозчиков, имеющих разную организационно-правовую форму. Особенно активно и динамично в России развивается рынок автотранспортных услуг. Основными критериями предварительного отбора перевозчиков явля­ются затраты на перевозку груза, надежность времени дос­тавки, сохранность груза при перевозке. Обычно при выбо­ре перевозчика часто исполняют специально разработан­ные ранговые системы показателей (табл. 2).

Таблица 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: