Планир-ие ассорт-та - одна из важнейших функций маркетинга, роль которой возрастает в связи с обострением конкурентной борьбы и с развитием НТП.
Товарный ассорт-т включает в себя все ассортим-ые группы, к-ые выпускает п/п. Товарный ассортимент харак-ся шириной по кол-ву предлагаемых ассортим-ых групп, глубиной по кол-ву позиций в каждой ассортим-ой группе и сопоставимостью, к-ая опр-ся по соотн-ию ассортим-ых групп отн-но общности конечного исп-ия, потр-лей, интервала цен и каналов распр-ия.
Ассортиментная позиция представляет собой конкретную модель, марку или тип-сорт-размер (ТСР) продукции, к-ую п/п предлагает потр-лям.
В основе изменения ассорт-та продукции п/п лежат следующие осн.ф-ры:
- НИОКР - основная движущая сила, под воздействием к-ой происходит изменение стр-ры товарного ассорт-та;
- изменения в тов. ассорт-те конкурентов;
- изменение спроса на отдельные товары.
К факторам, способствующим расширению товарного ассортимента относят:
- пром-ые пок-ли предпочитают закупать неск-ко разных товаров у одного поставщика;
|
|
- торговый агент м. успешно продавать несколько разных товаров;
- реал-ия неск-ких разных т-ров способствует сокращению издержек сбыта;
- спец-ые модификации - основа для разработки новых товаров;
- широкий ассорт-т привлекает оптовиков;
- неиспольз-ые мощности;
- исп-ие побочных продуктов произв-ва.
Факт необх-ти изменения товарного ассорт-та в рез-те НТП доказывать нет необх-ти.
11. Этапы планир-ия товарного ассорт-та пром-ой продукции
Выделяют след-ие этапы:
Первый этап, целью которого явл-ся выяснить настоящее состояние товарного ассорт-та фирмы и ее возм-ти в обл-ти исп-ия внутр-их ресурсов для улучшения стр-ры товарного ассорт-та. Он состоит из след-их пунктов:
1. Ревизия тов. ассорт-та (анализ показ-лей сбыта, валовой и чистой Пр по каждому т-ру отдельно, расчет доли рынка разл. т-ров; иссл-ие отн-ия клиентов к разл. т-рам). 2. Анализ произв-ых мощностей, технологии и имеющихся матер-ых ресурсов; 3. Оценка эфф-ти НИОКР; 4. Иссл-ие и анализ системы техн-ого обсл-ия; 5. Анализ орг-ии и деят-ти службы сбыта; 6. Анализ фин-ых ресурсов; 7. Анализ кадровой политики.
Второй этап предполагает орг-ию товарного планир-ия и создание новых т-ров. Состоит из 7 осн. элементов:
1. Компании, занимающиеся разработкой новых т-ров имеют в своем составе исслед-ий отдел или центр, и группу администр-ого упр-ия, занимающуюся проблемами НИОКР, техн-ого обсл-ия, иссл-ий рынка и орг-ии сбыта, а также отдел товарного планир-ия.
2. Поиск идеи нового т-ра. 3. Оценка идей и выбор наилучшей. 4. Иссл-ие потреб-их св-в нового т-ра. 5. Изучение особен-тей процесса произв-ва. 6. Орг-ия опытного произв-ва и пробного сбыта (коммерциализация). 7. Переход к серийному произв-ву и осущ-ие комплексной пр-мы м-га.
|
|
Прекращение производства товаров - процесс по снятию с произв-ва устарелых или неудачных т-ров. Снятие конкр. Т-ра с произв-ва необх-мо осущ-ть по следующей схеме:
1. Отбор кандидатов для снятия с произв-ва (сокращение объемов сбыта; снижение нормы Пр; уменьшение доли рынка; появление более совершенного т-ра-замен-ля; рост издержек произв-ва; необх-ть пост-ого контроля со стороны рук-ва для обеспечения безубыт-ти).
2. Сбор и анализ инф-ии для принятия решения (вскрытие причин неблагополучности т-ра; сущ-ют ли пути спасения т-ра; что будет с капиталом, вложенным в оборуд-ие; потери от снятия; как повлияет снятие т-ра с произв-ва.
3. Порядок снятия т-ра с произв-ва. Необх-мо известить заблаговременно клиентов о снятии т-ра с произв-ва. Процесс снятия т-ра с произв-ва д. б. тщательно спланирован. Серьезной проблемой явл-ся выбор оптим-ого времени для снятия т-ра с произв-ва.