Эта группа правил связана с выбором тех или иных языковых средств при выражении мысли.
• Разнообразьте номинативные средства (используя синонимы, близкие по значению слова и обороты для обозначения одного и того же явления).
• Используйте слова, вызывающие образы (употребляйте больше конкретных слов, обозначающих действия и предметы, вместо абстрактных, обобщающих).
• Говорите проще, не злоупотребляйте книжными словами.
• Разнообразьте интонацию, не говорите монотонно.
• Держите одинаковый темп с партнером (нормальный темп — это около 120 слов в минуту).
• Цифр приводите немного и округляйте их.
Подробнее правила и приемы, связанные с языковым оформлением речи, рассматриваются ниже, в теме 8 «Работа над речевой формой выступления».
Фактор стиля общения
Данный фактор объединяет правила формирования положительного, благоприятного коммуникативного имиджа говорящего.
Для этого необходимо демонстрировать:
• общительность, приветливость;
• дружелюбие, искренность;
|
|
• воодушевление;
• умеренную эмоциональность;
• физическую бодрость, подвижность;
• умение выслушать собеседника;
• способность не повышать голос в споре или конфликте;
• культурный «языковой паспорт».
Фактор объема сообщения
Коммуникант должен соблюдать следующие правила:
• будьте кратки;
• говорите меньше собеседника;
• говорите короткими предложениями.
Фактор расположения информации
Этот фактор подразумевает место расположения важной информации:
• важную информацию давать в начале и конце;
• важную информацию повторять несколько раз в различных местах своей речи разными словами.
Фактор адресата
Фактор адресата предполагает, что необходимо учитывать тип собеседника или аудитории и обращаться к ним с учетом особенностей их восприятия, уровня знаний, интересов. С разными людьми надо разговаривать и убеждать их по-разному. «Речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика» (А. Михальская).
Лекция 4
НЕВЕРБАЛЬНОЕ РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ