О природе изображения

Изображение – важное гносеологическое понятие, стоящее в одном ярду с такими понятиями, как образ, знак, модель и другие. Теоретическая «биография» этого понятия имеет много общего с «биографией» модели. Подобно модели, изображение лишь сравнительно недавно стало предметом философского анализа и вызывает растущий интерес, в то время как использование изображений в различных сферах деятельности возвращает нас к далекому прошлому человечества.

Возросший теоретический интерес к изображению обусловлен целым рядом причин. Бурное развитие технических способов получения изображений (фотоизображения, киноизображения и т.д.) и передачи их на большие расстояния (телевидение, фототелеграф и др.) привело к необычайно широкому распространению их во всех сферах человеческой деятельности и в быту[122]. В связи с изучением проблемы распознавания изображений техническими устройствами (перцептронами) и целым комплексом проблем инженерной психологии отмечается и практическая потребность в общей теории изображения (см. Б.Ф. Ломов. Человек и техника. М., 1966).

Проблема изображения непосредственно вплетается в теоретическое и практическое решение некоторых важных методологических и гносеологических проблем. В частности, нельзя не видеть связи данного вопроса с проблемами моделирования[123], с проблемой «наглядности» или «принципом ненаглядности», выдвинутыми развитием физики ХХ века (см. В.П. Бранский. Философское значение «проблемы наглядности» в современной физике. ЛГУ, 1962).

Потребность в специальном исследовании понятия «изображение» испытывает и эстетическая наука. «Понятие «изображения», – писал Н.Н. Волков еще в 1928 году, – есть такое понятие, без основательного уяснения которого всякое рассуждение об «изобразительных» искусствах грозит оказаться бесплодным» (Н. Волков. Значение понятия «изображение» для теории живописи. Журнал «Искусство, 1928, кн. 3-4, с. 191)[124].

Непосредственным выражением интенсивного внимания к проблеме изображения явилось заметно возросшее употребление терминов «изображение», «изобразительный» в философской, научной, технической и искусствоведческой литературе. Семиотика говорит об изобразительном (иконическом) знаке, теория моделирования – об изобразительных моделях, теория сигналов – о сигналах-изображениях, психофизиологическая бионика – о психических изображениях, эстетика и искусствоведение – о художественных изображениях и т.д. Во всех этих словоупотреблениях значение термина «изображение» (соответственно и «изобразительный») далеко не однозначно, что служит серьезной помехой в теоретических исследованиях.

В связи со сказанным выше представляется важным уточнить природу рассматриваемого понятия, установить общие и существенные признаки изображения, проанализировать его гносеологические функции, выяснить соотношение понятия изображения с понятиями изоморфизма, образа, знака, модели. Подробный анализ этих сложных и больших проблем, разумеется, не входит в задачу данной статьи. Ее цель более скромная: суммируя и обобщая проделанную в этом направлении работу, поставить эти проблемы на обсуждение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: