Система счетов бухучёта

Литература

1. Бородина В.В. Бухгалтерский учёт для руководителя [Текст]: практ. пособие /В.В. Бородина. - М., 2000. - 184с.

2. Захарьин В.Р. Бухгалтерский учёт в бюджетных учреждениях: новые правила ведения учёта [Текст]: практ. пособие / В.Р. Захарьин. – М., 2006. – 328 с. – (Практическая бухгалтерия).

3. Никитин В.М. Теория бухгалтерского учета [Текст]: курс лекций / В.М. Никитин, Д.А. Никитина. - М., 1999. - 320с.

Система счетов бухучёта

Хозяйственные операции, которые совершаются на предприятии в процессах хозяйственной деятельности, ведут к изменению (увеличению или уменьшению) хозяйственных средств и их источников.

Чтобы контролировать эти изменения, необходимо иметь текущие данные о них.

Сведения о движении объектов учёта получают с помощью системы бухгалтерских счетов, которые между собой взаимосвязаны.

Счёт бухучёта – это способ группировки и текущего отражения в денежной оценке хозяйственных операций, которые совершаются с какими-либо однородными хозяйственными объектами. Однородность учитываемых объектов – основной принцип образования отдельного счёта.

На предприятии открывается столько счетов, сколько существует объектов учёта, так как каждый счёт контролирует свой объект.

Счета «ведут» (заполняют) в течение месяца:

· В начале месяца их «открывают», т.е. указывают название и номер, выставляют остатки имеющихся в наличии средств и источников либо отражают хотя бы одну операцию с ними.

Для обозначения остатков на счетах бухгалтерского учёта пользуются термином сальдо (от итал. – расчёт).

Обычно сальдо на начало месяца (отчётного периода) обозначается как сальдо начальное – Сн, а сальдо на конец месяца (отчётного периода) как сальдо конечное – Ск.

По вновь открываемым счетам начальных остатков не должно быть!

· В течение месяца на счетахотражают изменения (увеличения или уменьшения в отдельности), происходящие с объектами учёта,

· В конце месяца их «закрывают», т.е. подсчитывают обороты и остатки средств, фондов, долгов по расчётным операциям в результате работы предприятия за месяц.

Счета ведутся в особых таблицах:

- На карточках,

- В ведомостях (например, расчётно-платёжная ведомость, в которой отражены расчёты с работниками предприятия),

- В книгах (например, Кассовая книга),

- На магнитных дисках, дискетах и т.п. (в зависимости от используемых технических средств).

В таблицу счёта в хронологической последовательности записывают все операции, вызывающие изменения в группе средств, для которой он открыт.

Учётные записи по счетам ведут в денежном измерении.

На счёте обязательно указывают порядковый номер операции, под которым она записана в Журнал регистрации хозяйственных операций.

Каждый счёт имеет название, соответствующее учитываемому на нём объекту, и кодовое обозначение, которое соответствует Плану счетов.

Например, по Инструкции № 107-н, на счёте 018 «Библиотечный фонд» последовательно записывают все операции, которые вызывают его изменения (поступило – выбыло на сумму…).

Для наглядности (графически) счёт можно представить в форме Т – образной таблицы, которая включает 3 элемента:

1) название счёта

2) левая часть – дебет

3) правая часть – кредит

Термины эти латинские. В буквальном переводе:

- дебет – он должен,

- кредит – он вернёт.

В настоящее время они потеряли своё буквальное значение и используются как условные обозначения сторон счёта.

Любая запись, сделанная в левой части счёта, называется дебетованием, а в правой – кредитованием.

Счета заполняются по данным бухгалтерских учётных документов, из которых берут сумму, и в зависимости от того, что изменилось и как (увеличилось или уменьшилось) записывают на соответствующем счёте и в соответствующей его части (в дебете или в кредите):

- на одной стороне счёта показывают увеличение учитываемых сумм (на стороне начального остатка),

- на другой – уменьшение сумм (на противоположной стороне).

Самое сложное здесь – определить местонахождение на счёте начального сальдо, т.е. в какой стороне (в дебете или кредите счёта)следует записать показатель, который характеризует значение хозяйственной операции.

Счета связаны со статьями бухгалтерского баланса.

Они показывают изменения, происходящие со статьями актива и пассива баланса. В конце учётного периода (месяц, квартал, год) по данным остатков на счетах составляют баланс, т.е. показывают состояние (наличие) средств предприятия и их источников на 1-е число.

В соответствии с делениембалансана актив и пассив счета делятсяна активные и пассивные.

Активные – это счета, на которых учитываются различные виды имущества, их наличие, состав и движение (хоз. средства, производственные и непроизводственные затраты).

Начальное сальдо активного счёта дебетовое.

Схема записей на активном счёте имеет вид:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: