Когнитивные нарушения. методы диагностики. клинические особенности при нейродегенеративных и сосудистых заболеваниях
Когнитивные нарушения — это снижение памяти, умственной работоспособности и других когнитивных функций по сравнению с исходным уровнем (индивидуальной нормой). Когнитивными (познавательными) функциями называются наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним: восприятие информации; обработка и анализ информации; запоминание и хранение; обмен информацией и построение и осуществление программы действий.
Выделяют лёгкие, умеренные и тяжёлые когнитивные нарушения.
Когнитивные нарушения являются полиэтиологическими состояниями: причинами их могут быть большое количество различных по этиологии и патогенезу заболеваний (неврологических, психических и т. п. расстройств пределение когнитивных функций.
Под когнитивными функциями принято понимать наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира. К когнитивным функциям относится память, гнозис, речь, праксис и интеллект.
|
|
Основные стадии формирования сосудистых когнитивных нарушений:
o Сердечно-сосудистые заболевания без поражения головного мозга
o Бессимптомное сосудистое поражение головного мозга
o Легкие и умеренные (недементные) сосудистые когнитивные нарушения
o Сосудистая деменция
o Смешанная (сосудисто-дегенеративная) деменция
Когнитивные нарушения на ранних стадиях дисц-й энцефалопатии
•Психомоторная замедленность,увеличение времени реакции, 6радифрения
•Снижение концентрации внимания, повышенная утомляемость при умственных нагрузках •Уменьшение объема оперативной памяти, нарушение обучения, трудности приобретения новых знаний и навыков • Инертность когнитивной деятельности, затруднения при необходимости переключения когнитивных программ, персеверации
Для оценки когнитивных функций используются нейропсихологические методы исследования. Они представляют собой различные тесты и пробы на запоминание и воспроизведение слов и рисунков, узнавание образов, решение интеллектуальных задач, исследование движений и т. д. Полное нейропсихологическое исследование позволяет выявить клинические особенности когнитивных нарушений и поставить топический диагноз. Однако в повседневной клинической практике провести полное нейропсихологическое исследование не всегда возможно. Поэтому в амбулаторной практике во всём мире широко используются так называемые скрининговые нейропсихологические шкалы, которые позволяют подтвердить наличие когнитивных расстройств в целом и оценить их количественно. Примером такой скрининговой шкалы является краткая шкала оценки психического статуса
|
|
Основными причинами когнитивных нарушений могут являться:
Нейродегенеративные заболевания: Болезнь Альцгеймера, Деменция с тельцами Леви, Фронто-темпоральная дегенерация (ФТД), Кортико-базальная дегенерация, Болезнь Паркинсона, Прогрессирующий надъядерный паралич,Хорея Гентингтона, Другие дегенеративные заболевания головного мозга,
Сосудистые заболевания головного мозга: Инфаркт мозга «стратегической» локализации, Мультиинфарктное состояние, Хроническая церебральная ишемия, Последствия геморрагического поражения головного мозга, Сочетанное сосудистое поражение головного мозга