Перечислите и кратко охарактеризуйте социальные функции спорта

Под функциями спорта понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определённые потребности человека и общества.

Функции спорта можно условно подразделить на специфические (свойственные только ему как особому явлению действительности) и общие. К первым относят соревновательно-эталонную и эвристически-достиженческую функции. Ко вторым в настоящее время причисляют функции, имеющие социально-общественное значение, такие, как функция личностно-направленного воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативная функция; эмоционально-зрелищная функция; функция социальной интеграции и социализации личности; коммуникативная функция и экономическая функция.

1) Соревновательно-эталонная функция. Основу специфики спорта составляет собственно соревновательная деятельность, суть кото­рой заключается в максимальном выявлении, унифицированном сравнении и объективной оценке определенных человеческих воз­можностей в процессе состязаний, ориентированных на победу или достижение высокого в личном плане спортивного результата или места в соревновании.

2) Эвристически-достиженческая функция. Для спорта характерна творческая поисковая деятельность, сопряженная с познанием че­ловеком своих возможностей, наряду с изысканием эффективных способов максимальной реализации и их увеличения. Эта функ­ция наиболее полно выражена в спорте высших достижений, так как на пути к ним необходимо постоянно совершенствовать сис­тему подготовки, искать новые средства, методы тренировки, новые образцы сложнейших элементов техники и тактических решений ведения спортивной борьбы.

3) личностно-направленного воспитания, обучения и развития. Спорт представляет большие возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эсте­тического, интеллектуального и трудового воспитания. Притяга­тельная сила спорта, высокие требования к проявлению физичес­ких и психических сил представляют широкие возможности для личностно-направленного воспитания духовных черт и качеств человека. 4) Оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положи­тельном влиянии спорта на состояние и функциональные воз­можности организма человека. Особенно это ярко выражено в дет­ском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом на развивающийся и формирующийся организм неоце­нимо. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий физическими уп­ражнениями, формируются привычки личной и общественной гигиены.

5) Эмоционально-зрелищная функция раскрывается в том, что спорт (многие его виды) несет в себе эстетические свойства, проявля­ющиеся в гармонии физических и духовных качеств человека, гра­ничит с искусством. Особенно в этом плане привлекательны сложно координированные виды спорта, такие, как спортивная и худо­жественная гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др. Красота человеческого тела, технически сложные и отточенные движения, праздничное настроение — все это привлекает истин­ных поклонников спорта. Популярность спорта как зрелища ха­рактеризуется эмоциональностью и остротой восприятия, затра­гивающего личные и коллективные интересы множества людей, а также универсальностью «языка спорта», понятного практически каждому. 6) Функция социальной интеграции и социализации личности. Спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в обще­ственную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимаю­щихся опыта социальных отношений. На этом основана его важ­ная роль в процессе социализации личности. Специфические спортивные отношения (межличностные, межгрупповые, межколлективные) так или иначе вовлекаются в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Со­вокупность этих отношений составляет основу влияния спорта на личность, усвоения ее социального опыта как в сфере спорта, так и в более широком масштабе. 7) Коммуникативная функция. Гуманизация общества в настоящий период развития человечества делает спорт фактором развертыва­ния международных связей, взаимопонимания и культурного со­трудничества народов, упрочения мира на земле. Спорт давно уже занял одно из ведущих мест в международном общении. 8) Экономическая функция. Спорт имеет большое экономическое значение, выражающееся в том, что средства, вложенные в раз­витие спорта, сторицей окупаются прежде всего в повышении уровня здоровья населения, повышении общей работоспособнос­ти, продлении жизни человека. Развитие науки о спорте, матери­ально-технической базы, подготовка кадров — все это способ­ствует развитию детского и юношеского спорта, массового спорта и спорта высших достижений.

10. Физиологические мех-мы адаптации к физ.нагрузкам

Адаптация обеспечивает жизнеспособность организма в изменяющихся условиях и представляет процесс адекватного приспособления его функциональных и структурных элементов к окружающей среде.

Ведущими в тренировке явля­ются повторность и возрастание физических нагрузок, что за счет обратных связей позволяет совершенствовать функциональные возможности органов и систем и их энергетическое обеспечение на основе механизма саморегуляции организма. С этих позиций трени­ровка сводится к активизации механизмов адаптации, включению физиологических резервов, благодаря которым организм человека легче и быстрее приспосабливается к повышенным нагрузкам, совершенствуя свои физические, физиологические и психические качества, повышая состояние тренированности двигательных единиц (мышц и мышечных групп).

Т.о.,адаптация к мышечной деятельности представляет собой системный ответ организма, направленный на достижение состоя­ния высокой тренированности и минимизацию физиологической цены за это.

Виды адаптации. два вида адаптации — срочную, но несовершенную, и долговременную, совершенную.

Срочная адаптация возникает непосредственно после начала действия раздражителя и может реализоваться на основе готовых, ранее сформировавшихся физиологических механизмов и программ.Очевидными проявлениями срочной адаптации являются увеличение теплопродукции в ответ на холод, увеличение теплоотдачи в ответ на жару, рост легочной вентиляции, ударного и минутного объемов крови в ответ на физическую нагрузку и недостаток кислорода, приспособление органа зрения к темноте, бег человека, обусловленный социально значимой необходимостью, и др. Отличительной чертой срочной адаптации является то, что деятельность организма протекает не пределе его возможностей при почти полной мобилизации физиологических резервов.

Со стороныдвигательного аппарата срочная адаптация проявляется включением в реакцию дополнительной части двигательных единиц, а также генерализованным вовлечением лишних мышечных групп.

На уровне вегетативных систем обеспечения срочной адаптации к физическим нагрузкам наблюдается максимальная мобилизация функциональных резервов органов дыхания и кровообращения, но реализующихся при это неэкономным путем. Так, увеличение МОК достигается ростом ЧСС при ограниченном возрастании ударного объема. Увеличение ЛВ осуществляется за счет возрастания частоты дыхания, но не глубины дыхания, при этом наблюдается несоответ­ствие между частотой дыхания и движений.

Срочная адаптация к физическим нагрузкам характери­зуется максимальной по уровню и неэкономной.

Адаптация организма к физическим нагрузкам заключается в мобилизации и использовании функциональных резервов организма, в совершенствовании имеющихся физиологических механизмов регуляции. В основе адаптации к физическим нагрузкам лежат нервно-гуморальные механизмы, включающиеся в деятельность и совершенствующиеся при работе гиперфункцией, ответственной за адаптацию функциональной системы, резким сни­жением физиологических резервов данной системы, явлениями чрезмерной стресс-реакции организма и возможным повреждением органов и систем. В результате двигательные, т. е. по существу, пове­денческие реакции организма оказываются в значительной мере лимитированными.

Долговременная адаптация возникает постепенно, в результате длительного или многократного действия на организм факторов среды. Она возникает не на основе готовых физиологических механизмов, ана базе вновь сформированных программ регули­рования. Развивается на основе многократной реализации срочной адаптации и характеризуется тем, что в итоге постепенного количественного накопления каких-то изменений организм приобретает новое качество в определенном виде деятельности - из неадаптированного превращается в адаптированный.

Долг. адаптация характеризуетсявозникновением в ЦНС новых временных связей, а также перестройкой аппарата гуморальной регуляции функциональной системы - экономичностью функционирования гуморального звена и повышением его мощности. В ответ на ту же самую нагрузку не возникает резких изменений в организме и мышечная работа сопровождается меньшим увеличением ЛВ, МОК, ферментов, гормонов, лактата, аммиака, отсутствием выраженных повреждений. В результате становится возможным длительное и стабильное выполнение физических нагрузок.

В процессе адаптации организмаобмен перестраивается в направлении более экономного расходования энергии в состоянии покоя и повышенной мощности метаболизма в условиях физического напряжения.

Повышение расхода жиров приводит к атрофии жировой ткани, снижению избыточного веса и, при прочих равных условиях, уменьшает развитие атеросклероза. Увеличение емкости и пропускной способности коронарных сосудов, развитие системы экстракардиальных анастомозов способствуют уменьшению вероятности закупорки коронарных артерий и возникновения инфаркта миокарда. Увеличение потенциальных резервов и мощ­ности сердечной мышцы может в течение даже длительного времени воздействия неблагоприятных факторов на организм не приводить к возникновению сердечно-сосудистых расстройств у тренированных людей.

Дайте определение термину «физическая нагрузка». Перечислите способы регулирования физической нагрузки на уроке физкультуры. Дайте определение терминам «общая плотность урока», «моторная плотность урока», каким образом определяется общая и моторная плотность.

Физическая нагрузка — это определенная мера влияния физи­ческих упражнений на организм занимающихся. Доза нагрузки — это определенная ее величина, измеряемая параметрами объема и интенсивности. Дозировать нагрузку — значит строго регламенти­ровать ее объем и интенсивность. Физическая нагрузки определяется количеством выполненных упраж­нений, затратами времени на занятия, километражем преодоленного расстояния (дистанции) и другими показателями. Интенсивность характеризуется показателями темпа и скорос­ти движений, ускорения, частоты сердечных сокращений и др. Соотношение между ними при выполнении ФУ представляет собой обратно пропорциональную зави­симость: чем больше объем нагрузки, тем меньше ее интенсив­ность, и наоборот. По характеру мышечной работы нагрузки мо­гут быть стандартными и переменными. Действием нагрузки является реакция организма на выполнен­ную работу. Ее показатели — частота сердечных сокращений и внешние признаки утомления учащихся. Сформулированы положении оптимального дозирования нагрузок: адекватность нагрузок (соответствие индивидуальным функциональным возможностям организма), постепенность повышения нагрузок, систематичность нагрузок (их последовательность и регулярность). Физ. нагрузки в каждом случае должны быть оптимальными по своим параметрам (объему, интенсивности, интервалам отдыха), что обеспечивает тренирующий эффект. Недостаточные нагрузки неэффективны, т.к. ведут к потере учебного времени, а чрезмерные – наносят вред организму. Если нагрузка остается прежней и не меняется, то ее воздействие становится привычным и перестает быть развивающим стимулом, поэтому постепенное увеличение - необходимое требование. Наиболее информативным, объективным и широко используемым показателем реакции организма на физич. Нагрузку является ЧСС. При дозировании нагрузки в целях повышения функциональных возможностей ССС их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд./мин. В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на занятии находится в пределах ЧСС от 130 до 170уд./мин. Следовательно, наибольший общеукрепляющий оздоровительный эффект на занятиях с учащимися достигается упражнениями аэробной направленности средней и большой интенсивности.Регулирование параметров нагрузки на уроке физической культуры достигается многими разнообразными способами и методическими приемами; наиболее эффективные и доступные из них следующие: - изменение количества повторений одного и того же упраж­нения; - изменение суммарного количества упражнений; - изменение скорости выполнения одного и того же упражне­ния; - увеличение или уменьшение амплитуды движений; - варьирование величин внешних отягощений; - выполнение упражнений в усложненных или облегченных
условиях (например, бег в горку и бег под горку или бег по до­ рожке стадиона и бег по песку и т.д.); - изменение исходных положений - изменение длины дистанций в беге, плавании, в беге на лыжах; - проведение занятий на обычной, увеличенной или умень­шенной площадке (в спортивных играх); - варьирование применяемых методов (равномерный, игро­вой, соревновательный и др.); - увеличение или уменьшение времени (интервалов) и харак­тера отдыха между выполнением упражнений. Общая и моторная плотность урока. Одним из показателей эффек­тивности урока является его плотность. Определять плотность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковы­ми возможностями и условиями организации работы в подгото­вительной, основной и заключительной частях урока. Общее вре­мя, затраченное на урок (или его часть), принимается за 100%. Относительно него и рассчитываются процентные величины. Различают общую (педагогическую) и моторную (двигатель­ную) плотность урока. Общая плотность урока — это отношение педагогически оп­равданных (рациональных) затрат времени к общей продолжи­тельности урока. Общая плотность урока включает в себя следующие педагоги­чески целесообразные мероприятия: организацию учащихся, проверку домашнего задания, по­становку учебных задач; сообщение и закрепление теоретических сведений; проведение общеразвивающих упражнений; инструктирование, регулирование, коррекцию (исправле­ние ошибок), помощь, страховку; подготовку и уборку снарядов, необходимые перемещения учащихся на уроке и т.д.; изучение техники физических упражнений, воспитание физических качеств; методическую подготовку учащихся, формирование умений самостоятельно заниматься, а также организаторских навыков; мотивацию учащихся; использование наглядных пособий, технических средств, показ упражнений; педагогический контроль; подведение итогов, выполнение упражнений на расслабление, постановку домашних заданий; воспитательную работу на уроке

Для определения общей плотности (ОП) урока или его частей суммируются показатели времени активной деятельности на уро­ке t ад. Сюда входит время, затраченное на выполнение физических упражнений, слушание, наблюдение и организацию урока, кро­ме времени на неоправданные ожидание и простои. Это время умножается на 100% и делится на общее время урока t общ. ОП = t ад. *100% / t общ. Общая плотность полноценного урока ФК должна приближаться к 100%. К снижению общей плотности уро­ка приводят следующие причины: - неоправданные простои на уроке (опоздание с началом, несвоевременная подготовка мест занятий и инвентаря, ожида­ние очереди перед выполнением упражнений); - неподготовленность учителя к уроку; непродуманные орга­низация и содержание урока, приводящие к паузам; излишняя и малоэффективная словесная информация для учащихся на уроке; - неудовлетворительная дисциплина занимающихся, что при­ водит к нерациональному использованию времени из-за много­ кратного повторения команд и распоряжений, замечаний учени­кам, повторений объяснения и т.п. Моторная плотность урока — это отношение времени, исполь­зованного непосредственно на двигательную деятельность учащих­ся, к общей продолжительности урока. Для расчета моторной плотности (МП) необходимо время вы­полнения физических упражнений t фу умножить на 100% и разде­лить на общее время занятия, урока t общ.:МП = t фу * 100% / t общ. Моторная плотность впроцессе урока постоянно меняется. Неиз­бежность таких изменений можно объяснить, прежде всего, разли­чием содержания применяемых упражнений, местом их исполь­зования и методами применения. Показатели моторной плотнос­ти меняются также и в зависимости от типа урока. При всей важности моторной плотности урока она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы времени для объяснения материала, его осмысления учащимися, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к снижению качества и эффективности учебной работы в целом.

12. Перечислите и раскройте суть общих принципов физического воспитания. Укажите основные требования к реализации данных принципов.

Общие принципы физического воспитания относятся ко всей деятельности по физическому воспитанию, независимо от частных задач, конкретных форм и условий. Выражают общую направленность и сущность физического воспитания.Общие принципы ФВ: 1. Всестороннего гармонического развития – постоянно соблюдать взаимосвязь всех сторон системы воспитания личности (физического, нравственного, интеллектуального и др.); - обеспечить единство общей и специальной физической подготовки. 2. Связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой – обеспечить максимальный прикладной эффект физического воспитания; - создать широкие предпосылки освоения разнообразных форм деятельности; - всемерно использовать возможности для трудового и патриотического воспитания. 3. Оздоровительной направленности физического воспитания - при выборе средств ФВ исходить из их оздоровительной ценности; - планировать функциональные нагрузки в соответствии с задачами укрепления здоровья; - обеспечить единство и регулярность врачебно – педагогического контроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: