double arrow

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВАЛИДОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ


К условиям обеспечения достойного качества жизни инвали­дов относится удовлетворение их потребностей. Эти потребности касаются различных социальных аспектов и личных сторон жизни и во многом совпадают с потребностями каждого гражданина. Схематично они представлены на рисунке 3.

С наступлением инвалидности у человека возникают реальные трудности как субъективного, так и объективного характера при адаптации к жизненным условиям. Инвалидам во многом затруд­нен доступ к образованию, трудоустройству, сфере досуга, быто­вых услуг, информации и каналам коммуникации, обществен­ный транспорт практически не приспособлен для пользования лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения. Все это способствует их изоляции и чувству отчуждения. Инвалид

Рис. 3. Потребности инвалидов в разных сферах жизнедеятельности живет в более замкнутом, обособленном от остального общества пространстве. Ограниченность общения и социальной активности создает дополнительные психологические, экономические и дру­гие проблемы и трудности для самих инвалидов и их близких. Су­ществуют как социальные, так и экономические препятствия для сексуальных взаимоотношений и заключения брака среди людей с инвалидностью.

Социально-психологическое самочувствие большинства инва­лидов характеризуется неуверенностью в завтрашнем дне, неурав­новешенностью, тревожностью. Многие чувствуют себя изгоями общества, ущербными людьми, ущемленными в своих правах.

Проблемы профессионального образования инвалидов

Одним из условий полноценного социального участия для ин­валида является получение им общего и профессионального образо­вания, приобретение конкурентоспособной и престижной профес­сии. Создание инвалидам условий для получения общего и про­фессионального образования закреплено в федеральных законах «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995), «Об образовании» (1996), «О высшем и послевузовском профессио­нальном образовании» (1996), а также в нормативных документах Президента и Правительства Российской Федерации. Общедо­ступное и бесплатное образование лиц с ограниченными возмож­ностями подтверждено Национальной доктриной образования в Российской Федерации, одобренной постановлением Правитель­ства Российской Федерации в 2001 г.

Согласно этим законам и нормативным актам государство должно обеспечивать инвалидам получение общего образования, начального и среднего профессионального и высшего образова­ния. Кроме того, предусматривается создание специальных усло­вий, адекватных состоянию здоровья инвалидов, и предоставле­ние ряда льгот в сфере получения образования.

Например, инва­лиды I и II групп для обучения специальностям, рекомендован­ным бюро медико-социальной экспертизы, при условии сдачи вступительных экзаменов принимаются вне конкурса в государ­ственные средние и высшие профессиональные учебные заведе­ния, а также на курсы обучения различным профессиям; они имеют право на бесплатное обучение на курсах повышения ква­лификации и переподготовки; учащиеся обеспечиваются бесплат­но или на льготных условиях специальными учебными пособия­ми, могут пользоваться услугами сурдопереводчиков и т.д.

Получение инвалидами общего и профессионального образова­ния является не только правом, но и реальной возможностью. Однако, несмотря на определенные прогрессивные изменения в сфе­ре образования инвалидов, реализовать свои права и получить эти возможности может не каждый желающий. Для молодых инвалидов проблема получения образования по-прежнему занимает особое место.

Социологические исследования, проведенные сотрудниками Российского государственного социального университета, показа­ли, что 29 % опрошенных инвалидов не удовлетворены уровнем своего образования, более половины молодых инвалидов уверены, что их конституционное право на образование ущемляется. При этом из тех, кто учится или хотел бы учиться (а их около 42 %), главными причинами, мешающими им в этом, назвали нехватку средств 67,7 %, неразвитость инфраструктуры образовательных про­фессиональных учреждений для инвалидов — 51,8 %, физический недуг — 45,5 %.

Для получения профессионального образования существуют различные формы обучения, позволяющие обеспечить различные уровни получаемых знаний: систематическое (длительное) обу­чение, дающее возможность полностью освоить необходимый в соответствии с образовательными стандартами объем знаний, и курсовое обучение, которое позволяет быстрое освоение какой-либо специальности, повышения квалификации в рамках имею­щегося профессионального образования.

Сейчас в стране среднее специальное и начальное профессиональ­ное обучение инвалидов осуществляется 11 техникумами и 30 про­фессиональными техническими училищами суммарно на 7,2 тыс. мест. Ежегодно их оканчивают около 2 тыс. инвалидов. В этих уч­реждениях обучение ведется по 15 специальностям среднего профессионального образования и 34 профессиям начального про­фессионального образования. Профессиональная подготовка осу­ществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами и на основе программ, адаптированных для обуче­ния инвалидов. Более 5 тыс. инвалидов проходят профессиональ­ную подготовку и переподготовку в образовательных учреждениях службы занятости.

Но этого явно недостаточно. Истинная потребность инвалидов в профессиональном обучении, по данным А. И. Осадчих, в 1,5 раза больше. Создание условий для получения максимально доступного инвалидам образования, отвечающего их специфическим потреб­ностям, вырастает в общегосударственную проблему. Неразвитость региональной сети профессиональных образовательных учрежде­ний связана с необходимостью переезда с постоянного места жи­тельства, что не всегда приемлемо для инвалида. Кроме того, сле­дует учитывать тот факт, что 68 % инвалидов считают специальные образовательные учреждения системы социальной защиты населе­ния непрестижными и не дающими перспектив для последующего трудоустройства.

Несомненно, необходимо увеличивать число специальных учреждений общего и профессионального образования для инва­лидов, повышать качество обучения, расширять диапазон специ­альностей, развивать заочные, дистанционные формы обучения. В последние годы в учреждениях среднего образования вводятся наиболее конкурентные на рынке труда специальности — менедж­мент, правоведение, право и организация социального обеспече­ния, социальная педагогика, издательское дело, изучаются ком­пьютерные технологии.

Важно также обеспечить доступность информации для инвали­дов о существующих формах обучения и сфере трудоустройства после окончания учебного заведения. Социологические исследо­вания показали, что инвалиды не имеют доступа к информации о показаниях и противопоказаниях к приему в образовательные уч­реждения, 98% из них мало что знают о выбранной профессии, ее востребованности и условиях труда.

Новыми формами и методами профессиональной подготовки инвалидов стали созданные отделения выбора профессий, учеб­ные фирмы, подготовительные отделения. Наиболее полно эти формы представлены в Новокузнецком колледже-интернате для инвалидов, где в течение ряда лет совместно со специалистами из Германии разрабатывался проект создания современного центра профессиональной реабилитации инвалидов.

В ряде учреждений сформировалась система непрерывного профессионального образования, которая включает в себя подго­товку по рабочим профессиям, затем подготовку по программам базового и повышенного уровня среднего профессионального об­разования.

Обучение инвалидов должно проводиться в комплексе с систе­мой реабилитационных мероприятий, что не всегда осуществ­ляется во многих специализированных образовательных учреж­дениях. В связи с этим в настоящее время начали создаваться учреждения нового типа — реабилитационно-образователъные центры. В них обучение рассматривается как одно из направле­ний комплексной реабилитации инвалидов, наряду с профессио­нальным обучением активно проводится медицинская, со­циальная, психологическая реабилитация. Один из крупнейших таких центров создан в Москве1.

Жизнедеятельность инвалидов, получающих профессиональное образование в комплексе с реабилитацией, может рассматривать­ся как жизнедеятельность в социально-реабилитационном про­странстве, в котором социально-терапевтическая среда играет роль реабилитационного фактора, способствующего социализации ин­валида и интеграции в социум.

Система высшего профессионального образования для инвали­дов включает в себя 20 специализированных вузов. Одним из пер­вых открылся Московский государственный гуманитарный ин­ститут — интернат (для лиц с нарушением функций опорно-двигательной системы). Обучение ведется по специальностям: юриспруденция, экономика, лингвистика, издательское дело, прикладная математика. В институте разрабатывается новое на­правление — лечебная педагогика, являющаяся, по существу, аналогом комплексной реабилитации, включающая медицинское, психологическое, логопедическое направления. Создано струк­турное подразделение, занимающееся организацией производ­ственной и преддипломной практики, трудоустройством выпуск­ников. Уровень трудоустройства выпускников по полученной специальности составляет 70%.

Среди других вузов, в которых обучаются инвалиды преиму­щественно с нарушением слуха, зрения и опорно-двигательных функций, следует назвать Государственный специализированный институт искусств, Институт социального развития Новосибир­ского государственного технического университета, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, Челя­бинский государственный университет, Российский государствен­ный педагогический университет им. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге, Московский государственный педагогический уни­верситет, Красноярский государственный торгово-экономический институт, Московский государственный социальный универси­тет. В этих вузах одновременно обучается более 1000 инвалидов.

Возможности для получения профессионального образования лицами с выраженными нарушениями состояния здоровья и со­циального функционирования существенно ограничены и могут быть реализованы лишь в столице или отдельных крупных городах. В национальных республиках эти возможности минимальны, а в сельской местности практически отсутствуют на территории всей страны. Одним из путей повышения доступности образования для лиц с нарушениями жизнедеятельности является развитие дис­танционных форм обучения и обеспечение инвалидов компью­терной техникой.

Мировая практика показывает, что специализированные об­разовательные учреждения должны функционировать только для лиц с наиболее тяжелыми формами физических дефектов. Для остальных более целесообразным будет создание условий для обу­чения и воспитания в обычных средних и высших учебных заведе­ниях. Это поможет не только более гармоничному развитию под­ростков и молодых людей с ограниченными возможностями, но и изменению отношения общества к инвалидам, что имеет огромное значение для решения проблем инвалидности. Затраты на такое обучение относительно невысоки по сравнению с образова­нием в специализированных учреждениях.

В последние годы в России распространяется опыт организа­ции интегрированного обучения. Социальная интеграция в обра­зовательных учреждениях означает создание такой среды, где лица с особыми образовательными потребностями могли бы учиться и жить рядом с обычными молодыми людьми. Каждый инвалид при }том занимается по своей индивидуальной-программе, которая обеспечивает максимальное развитие заложенного в нем потен­циала.

Социально направленная политика Министерства образования привела к тому, что число студентов-инвалидов в российских ву­зах к 2003 г. за 7 лет увеличилось почти в 3 раза, около 300 вузов осуществляют обучение инвалидов по различным специальностям. В высших учебных заведениях обучаются более 2 тыс. инвалидов. В ряде вузов организованы специальные группы для обучения разных категорий инвалидов, например в Заочном народном уни­верситете искусств, Московском государственном социальном университете, Московском областном государственном инсти­туте физической культуры, Новосибирском институте социаль­ной реабилитации, Российской академии предпринимательства и др.

Основным препятствием для развития интегрированных форм образования является неприспособленность большинства учебных заведений к таким формам работы. Физические возможности ин­валидов требуют создания безбарьерной среды — особой архитек­туры помещений, специального оборудования учебных мест и технических средств обучения, специальной методики обучения, предоставления сурдопереводчиков и других услуг. Кроме того, практически отсутствуют квалифицированные педагогические кадры, профессионально подготовленные для работы со студен­тами-инвалидами в условиях интегрированного обучения.

Ввиду этого круг лиц, которые могут обучаться в средних и высших учебных заведениях на общих основаниях, сужается, и субъективно формируются противопоказания для приема в об­разовательные учреждения. С другой стороны, поступление ин-палидов в учреждения профессионального образования различно­го уровня и профиля происходит в преобладающем большинстве случаев без предварительной профессиональной ориентации, без консультации по вопросу выбора профессии со специалистами. Несоответствие психофизиологических возможностей инвалида выбранной профессии является одной из причин незакончен­ного профессионального образования или невозможности осу­ществления трудовой деятельности по полученной специально­сти.

В настоящее время наиболее целесообразным можно считать развитие системы непрерывного многоуровневого профессиональ­ного образования инвалидов, при этом предпочтение желатель­но отдавать интенсивным, но адекватным состоянию здоровья инвалидов технологиям обучения. Важно развивать опыт интег­рированного образования, добиваться обеспечения условий и про­грамм обучения, учитывающих индивидуальные возможности лиц с нарушением здоровья, и принципа «нормализации», т.е. пре­доставления возможностей для обучения таких категорий лиц в обычных учебных заведениях.

Главная проблема человека с огра­ниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками, ограничении воз­можностей передвижения и общения с реальным миром. Инва­лид может быть талантливой личностью, но не иметь возмож­ности реализовать свои способности и творческие наклонности. Государство и общество должны создавать такую структуру обра­зования, такие условия жизни, чтобы инвалид не чувствовал ущербности и смог удовлетворить свои потребности. Повышение уровня профессионального образования инвалида станет факто­ром успешного трудоустройства, социального включения, мате­риальной самостоятельности, психологического комфорта.

Социальная политика в области трудоустройства инвалидов

Необходимость четко выраженной государственной политики в области содействия занятости инвалидов обусловливается тем, что положение инвалидов на рынке труда в Российской Федера­ции остается несоответствующим их потенциальным возможнос­тям, а занятость — неоправданно низкой.

Согласно данным социологических исследований, почти 2/3 ин~ валидов считают, что их состояние здоровья позволяет им рабо­тать. Как показывает практика, трудоустройство выступает одной из самых трудноразрешимых проблем инвалидов.

Численность работающих инвалидов неуклонно сокращается: за 2000 — 2002 гг. она уменьшилась на 10 %. На протяжении мно­гих лет доля трудоустроенных инвалидов составляла примерно 2 % от среднесписочной численности работающих. Наиболее бла­гополучными в отношении трудоустройства инвалидов были 1988 — 1989 гг., когда работало около 25 — 28% от общего числа всех инвалидов.

В 2001-2002 гг. эта цифра колебалась в пределах 10-11% с учетом того, что трудоустройство бывает формаль­ным. Наиболее тяжелое положение складывается с занятостью инвалидов I и II групп, среди них удельный вес работающих составляет не более 8 %. Резкое снижение численности работающих инвалидов связано с переходом к рыночной экономике, массовым высвобождением работающих, в первую очередь ин-иалидов, конкуренцией за рабочие места.

Международным сообществом признается недопустимость та­кого положения для страны, чтобы каждый десятый гражданин был экономически пассивным. Трудоустройство не только повы­шает уровень благосостояния инвалидов и их семей. С социально-экономической точки зрения оно выгодно и для государства, так как позволяет увеличить доходы от расширения рынка труда и облегчения социальных программ по льготному обеспечению ин­валидов. Принимая во внимание увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население, необходимо более вни­мательно и бережно относиться к трудовым ресурсам.

Конституция Российской Федерации определила право на труд как одно из основных прав человека, несмотря на ограниченную трудоспособность. Право это гарантировано федеральными зако­нами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О занятости населения в Российской Федерации» (1991). Ука­занные законы не только декларируют право на труд для лиц с ограниченными возможностями, но и предусматривают механиз­мы его реализации, обозначают комплекс мер, направленных на решение проблем трудовой занятости инвалидов.

Среди них та­кие, как развитие сети специализированных предприятий, совме­щенных со службами медико-социальной реабилитации, в том числе предприятий обществ инвалидов; сохранение и создание дополнительных специальных для инвалидов рабочих мест на пред­приятиях, установление квоты для приема инвалидов на работу, грудоустройство их на условиях сокращенного рабочего дня или недели; организация индивидуальной занятости наиболее тяже­лых инвалидов по месту проживания (на дому, в домах-интерна­тах).

Согласно Постановлению Правительства Российской Федера­ции 1997 г. «О порядке регистрации безработных граждан» рабочее место должно быть предоставлено инвалиду исключительно в со­ответствии с заключением о рекомендуемом характере и условиях груда, обозначенных в индивидуальной программе реабилитации, которая разрабатывается учреждением медико-социальной экспер­тизы.

В целях обеспечения занятости инвалидов государственными органами с участием общественных организаций инвалидов ус­танавливаются нормативы по бронированию рабочих мест на предприятиях не менее 3 % от численности работающих. Пред­приятиям, нанимающим рабочих-инвалидов, предоставляется техническая и финансовая помощь. Согласно законодательству для предприятий, использующих труд инвалидов, установлены определенные льготы. С 2002 г. согласно Налоговому кодексу льготы по уплате НДС предоставляются лишь предприятиям, где ус­тавной капитал полностью принадлежит инвалидам, число ра­ботающих инвалидов составляет не менее 80 % всех работников, а их доля в оплате труда — не менее 50 %.

Кроме того, предприя­тия, использующие труд инвалидов, получили право на умень­шение налогооблагаемой базы на сумму средств, используемых в целях социальной защиты и реабилитации инвалидов. Эти кри­терии и условия предоставления налоговых льгот обеспечивают их целенаправленность исключительно на инвалидов и повыша­ют заинтересованность работодателей в сохранении и создании рабочих мест для инвалидов, а также в оказании им социальной поддержки.

Однако предусмотренная законодательством система квот и пре­доставление льгот для предприятий, на которых работают инва­лиды, пока являются малоэффективными. Установленная в этих случаях система контроля и ответственности носит общий харак-тер и не побуждает работодателей к полному выполнению требо­ваний законодателя по приему инвалидов на работу и созданию для них надлежащих условий труда. И то и другое часто нарушает­ся без каких-либо последствий для администрации предприятий. Нередко трудоустроенные в счет квоты инвалиды подвергаются на своем рабочем месте самым различным формам дискримина­ции, вплоть до открытых издевательств, упреков и унижений. Ра­ботодатели, принимая инвалидов в счет квоты, выплачивают им зарплату в минимальном размере, фактически не допуская их до работы.

Закон также определяет, что в случае невыполнения или не­возможности выполнения квоты по приему инвалидов работода­тели вносят обязательную плату в установленном размере за каж­дого нетрудоустроенного инвалида в пределах квоты. Полученные средства перечисляются организациям на создание рабочих мест для инвалидов сверх квоты, а также общественным объединени­ям на создание специализированных предприятий, цехов, участ­ков, применяющих труд инвалидов.

Таким образом, обязательная плата устанавливается как альтернатива созданию квотируемых рабочих мест. Принцип альтернативности предоставляет работо­дателю право выбора при выполнении условий квотирования: либо трудоустраивать инвалидов на квотируемые рабочие места, либо ежемесячно вносить плату за каждого нетрудоустроенного на эти места гражданина. Предприниматели часто предпочитают послед­нее.

Наиболее распространенным средством предоставления рабо­чих мест тем из инвалидов, кто не способен участвовать в основ­ном процессе занятости, является открытие специализированных предприятий. Такие предприятия, как правило, создаются общест­венными организациями инвалидов, наибольшее их количество находится в собственности ВОИ, ВОС, ВОГ. В России в настоя­щее время существует около 1,5 тыс. таких предприятий (цехов, участков) на 240 тыс. рабочих мест.

В большинстве случаев для инвалида специализированное рабочее место представляет един­ственную реальную возможность получить оплачиваемую работу. Однако в среднем только треть таких рабочих мест занято инва­лидами, что обеспечивает занятость всего лишь 12% общей чис­ленности работающих инвалидов, в то время как численность ин-иалидов, которым необходимы специальные рабочие места или специализированные предприятия, составляет 25-30%.

Следует отметить, что заработная плата на специализирован­ных предприятиях довольно низкая из-за недостаточных субси­дий, устаревших технологий, ограничений специальностей. С на­чала 1990-х гг. в связи с рыночной экономикой объем производ­ства сильно сократился, это привело к резкому ухудшению^фи-нансового положения специализированных предприятий, неко­торые и вовсе прекратили свое существование.

Трудоустройство инвалидов на специализированные предприя­тия нельзя рассматривать как исключительную форму обеспече­ния их занятости. Такая форма хотя и необходима для отдельных групп людей, однако она приводит к изолированию инвалидов от других категорий трудового населения внешнего мира и создает отрицательное представление или стереотип для общества в це­лом.

Приоритетным направлением социальной политики является расширение возможностей инвалидов для трудоустройства в тех условиях, которые они считают приемлемыми для себя. Законо­дательства о социальной защите инвалидов предусматривают со­здание условий, облегчающих труд лиц с ограниченными воз­можностями здоровья. Для инвалидов I-II группы устанавлива­ется сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в вы­ходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, что такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не ме­нее 30 календарных дней. По их желанию может быть предостав­лен дополнительный отпуск (без сохранения заработной платы) продолжительностью до 2 месяцев. Предусматриваются допол­нительные перерывы в работе, гибкие графики работ.

В ситуации роста безработицы одними волевыми решениями с проблемой трудовой занятости инвалидов не справиться. Важно, чтобы инвалиды были конкурентоспособными на рынке труда. Не­обходимы условия для развития надомного труда, частного пред­принимательства, создания предприятий в сельской местности. Органами службы занятости инвалидам предоставляется возможность заняться индивидуальной трудовой деятельностью, полу­чить консультации по составлению бизнес-планов, подготовке регистрационных документов, некоторым выделяются субсидии. Однако финансовая поддержка этих мер трудоустройства инвали­дов оказывается крайне скудной и составляет всего 0,37 % от средств Фонда занятости, израсходованных на деятельность по содействию трудоустройству инвалидов.

В Законе «О занятости населения в Российской Федерации» особое внимание уделено проведению специальных мероприятий, способствующих занятости инвалидов. Важно, чтобы инвалиды были конкурентоспособными на рынке труда, получили такую высокую профессию и квалификацию, при которых могли бы реализовать свои возможности, занять ниши в дефицитных сфе­рах производства и конкурировать с другими гражданами. Такие примеры существуют. Безработным инвалидам предоставлено право в приоритетном порядке бесплатно пройти профессиональ­ную подготовку, повышение квалификации и переподготовку. При направлении для этого в другую местность им предоставляется бесплатный проезд до места обучения и обратно и бесплатное проживание в период учебы.

Трудоустройство и решение вопросов о профессиональной ре­абилитации возложены на органы Федеральной службы занятости населения. Служба занятости в своей работе осуществляет взаимо­действие с другими ведомствами (социальной защиты населения, образования и т.д.), общественными организациями инвалидов, органами исполнительной власти и органами местного само­управления, принимает участие в работе Координационного со­вета по делам инвалидов.

Но проблема часто заключается в том, что многие инвалиды не имеют опыта в поиске работы, как и необходимой информа­ции о деятельности службы занятости. Как показывают социоло­гические исследования, основная проблема 40,3 % инвалидов — как найти дополнительный заработок. По данным С. Н. Кавоки-на, только 33 % тех инвалидов, кто активно ищет работу, обра­щались в службу занятости по вопросам трудоустройства и толь­ко 20 % состоят там на учете. В настоящее время в учреждениях службы занятости отсутствует существенный опыт по трудоуст­ройству инвалидов. Значительная часть инвалидов, в первую оче­редь I и II групп, сотрудниками службы занятости практически не рассматриваются как потенциальные претенденты на трудоустройство, и с ними отказываются работать, несмотря на тру­довые рекомендации бюро МСЭ.

По данным И. А. Соколовой, во многих центрах службы заня­тости отсутствует реабилитационное направление в работе с ин­валидами. Нет четкого, основанного на нормативно-правовой базе, взаимодействия с бюро МСЭ, в результате чего инвалиды обращаются в службу занятости с рекомендациями, содержащи­ми общие указания относительно условий труда, которые явля­ются, скорее, определением предположительной трудовой воз­можности инвалидов.

В самих центрах службы занятости также практически отсутствует этап экспертизы их профессиональных потенциальных способностей и уровня ограничения жизнедея­тельности инвалидов. Поэтому переобучение осуществляется по профессиям, которые не всегда показаны инвалидам. Часто (до 44 % случаев) трудоустройство инвалидов осуществляется на име­ющиеся вакантные места, которые не соответствуют их 'пси­хофизиологическим возможностям и профессиональным инте­ресам. Не проводятся адаптация и контроль на рабочем месте инвалида. В результате наблюдается большой процент (24,2 %) повторных обращений по поводу рационального трудоустрой­ства.

Среди всех категорий безработных трудоустройство инвали­дов является наиболее сложным, у них отмечается самый продол­жительный период безработицы, который в среднем достигает 8 — 9 месяцев (у некоторых — до 3 лет). Ощущается острый дефи­цит вакансий по многим специальностям, квотирование рабо­чих мест для инвалидов проводится только на неквалифицирован­ные виды труда, специальные рабочие места на предприятиях не создаются.

В соответствии с развитием государственной политики в сфере профессиональной реабилитации и трудовой занятости инвали­дов к функциям службы занятости должны быть отнесены:

- проведение анализа рынка труда, подготовка предложений по его урегулированию применительно к инвалидам; обеспечение мер, направленных на сохранение, создание рабочих мест для инвалидов, включая специальные рабочие места;

-участие в разработке городских целевых программ, специаль­ных соглашений по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;

- разработка совместно с другими заинтересованными ведом­ ствами гарантированного перечня мероприятий, услуг и техни­ ческих средств по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;

- организация деятельности органов службы занятости по про­фессиональному консультированию, профессиональной ориента­ции и профессиональному обучению инвалидов;

- организация и развитие сети подведомственных учреждений, занимающихся решением проблем инвалидов в области профес­сиональной реабилитации и занятости;

- разработка предложений по улучшению организации трудо­устройства инвалидов;

- организация подготовки, переподготовки и повышения ква­лификации специалистов подведомственных организаций и учреж­дений по профессиональной реабилитации инвалидов;

- проведение активной политики занятости в отношении ин­валидов: реализация закона о квотировании рабочих мест, созда­ние новых рабочих мест, субсидирование рабочих мест, поддерж­ка специализированной занятости;

- создание на базе специализированных предприятий реабили­тационных центров;

- организация ярмарок вакансий для инвалидов;

- проведение дней профессий;

- организация «Клуба для инвалидов, ищущих работу».

Для содействия трудовой занятости инвалидов Минтрудом Рос­сии разработан и утвержден в 1993 г. «Перечень приоритетных профессий для рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособны­ми на региональных рынках труда». В перечень включено 111 про­фессий и групп профессий, предусматривающих возможности трудовой деятельности для инвалидов с различными видами ог­раничений жизнедеятельности.

Однако для инвалидов с высшим образованием, имевших ра­боту в области интеллектуального труда, большинство профессий этого списка представляются малоподходящими. В целом перечень профессий является довольно узким и не отражает потенциаль­ных возможностей инвалидов. Поэтому необходимы научные ис­следования в области формирования трудовых рекомендаций для инвалидов с современных позиций и с учетом технических дости­жений в оснащении трудовых процессов как индивида, так и про­изводства в целом.

Доступность для инвалидов окружающей среды

В России инвалидам во многом затруднен доступ к объектам социальной инфраструктуры — учреждениям здравоохранения, образования, культуры и спорта, бытовых услуг (парикмахерских, прачечных и т.п.), местам работы и отдыха, многим магазинам в связи с архитектурными и строительными барьерами, неприспо­собленностью общественного транспорта для пользования лица­ми с нарушениями опорно-двигательного аппарата и дефектами сенсорных органов.

Игнорирование потребностей инвалидов в обычной для каж­дого человека жизнедеятельности, недоступность социально зна­чимых объектов снижают возможности лиц с физическими де­фектами полноценно участвовать в жизни общества.

Созданию безбарьерной среды посвящены специальный Указ Президента Российской Федерации № 1156 от 02.10.92 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятель­ности» и Постановление Правительства Российской Федерации № 1449 от 07.12.96 «О мерах по обеспечению,беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфра­структуры», а также ряд других подзаконных актов. В этих доку­ментах учтены потребности инвалидов при размещении застрой­ки объектов социального и культурно-бытового обслуживания, создании условий доступности рабочих мест и обеспечении бес­препятственного доступа инвалидов к объектам инженерно-транс­портной инфраструктуры.

Предусмотрено введение в ведомствен­ные нормативные акты в области строительства требований по проведению обязательной экспертизы проектно-сметной докумен­тации на застройку городов и других поселений, строительство и реконструкцию зданий и сооружений в части обеспечения до­ступности их для инвалидов. На органы Государственного архи­тектурно-строительного надзора возложен контроль за соблюде­нием требований доступности при строительстве и реконструк­ции зданий и сооружений. К этой деятельности рекомендовано привлекать общественные организации инвалидов.

В 1993 г. вышло Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня категорий инвалидов, для которых необходима модификация средств транспорта, связи и информатики». Этот документ содержал конкретные регламенти­рующие нормы по приспособлению общественного и индивиду­ального транспорта для инвалидов с поражением опорно-двига­тельного аппарата и инвалидов с нарушениями зрения, слуха и речи.

В западноевропейских и некоторых других странах разработаны и соблюдаются требования к оснащению городского транспорта подъемными устройствами для посадки инвалидов на креслах-колясках, площадками, сиденьями, устройствами фиксации и крепежа, специальными поручнями и другим оборудованием, обеспечивающим их размещение и передвижение внутри транс­портного средства. Практически всеми ведущими зарубежными авиакомпаниями предусматриваются специальные места для раз­мещения инвалидов в воздушном транспорте. Удобство, комфорт­ность и безопасность гарантированы инвалиду также на пасса­жирских морских и речных судах. При перевозке инвалидов же-к- шодорожным транспортом в составах используются вагоны с широким коридором, специальным туалетом и местом для инвалидных колясок. Уделяется внимание и оборудованию вокзалов, станций, переходов и т.д.

В России делаются первые шаги как в области создания специ­ализированных транспортных средств, так и в сфере организации транспортного обслуживания инвалидов, включая инвалидов с нарушением опорно-двигательных функций. В 1991 г. был изго­товлен автобус ЛИАЗ-677, приспособленный для перевозки ин­валидов и оборудованный специальным подъемным устройством. С 1990 г. в Россию начали поступать международные автобусы фирмы «Мерседес-Бенц-Тюрк» (Турция). Опыт их эксплуатации в экскурсионных перевозках инвалидов подтвердил эффективность установленного в них оборудования.

Появились первые трамвай­ные вагоны и троллейбусы, начали производиться электрички, приспособленные для перевозки инвалидов с ограничением дви­гательных функций. Конечно, массовый выпуск этих специальных транспортных средств потребует немало затрат и времени. На Октябрьской железной дороге курсируют два пассажирских ваго­на, приспособленных для перевозки инвалидов в креслах-коляс­ках. Они оборудованы двумя подъемниками и имеют одно купе, приспособленное для размещения одного инвалида с сопровож­дающим лицом. Кроме того, вагоны имеют специально оборудо­ванный туалет.

На сегодняшний день только на морских и речных судах не предусмотрены удобства для перевозки инвалидов с нарушением двигательных функций.

Постановлением Правительства РФ № 59 от 16.01.95 утвержде­на и принята к исполнению Федеральная комплексная програм­ма «Социальная поддержка инвалидов». Входящая в ее состав це­левая программа «Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» напрямую направлена на решение вышеука­занных проблем. Она предусматривает проведение научных иссле­дований и разработку с учетом потребностей различных катего­рий инвалидов требований доступности всех видов общественно­го транспорта и городской инфраструктуры.

Очень важным документом, определяющим правовые основы формирования безбарьерной архитектурной среды для инвалидов, является Градостроительный кодекс Российской Федерации. Он предусматривает обеспечение доступа инвалидов ко всем соору­жениям и транспортным коммуникациям, к местам работы и от­дыха, социокультурным центрам независимо от места их прожи­вания в городских и сельских поселениях.

Разработаны меры по созданию для инвалидов социальной инфраструктуры, удобной для проживания. Предполагаются обо­рудование жилых домов средствами, удобными для перемещения инвалидов, т.е. специальными подъездными дорожками, подъем­никами; создание реабилитационных комплексов со спортивными специальными тренажерами и бассейнами; адаптация средств индивидуального, городского и междугороднего пассажирского общественного транспорта, связи и информатики; расширение производства вспомогательных технических средств и бытового оборудования. В реализации программ предусмотрено участие ряда министерств и ведомств.

В настоящее время во многих регионах России (в Калужской, Волгоградской, Новосибирской областях, г. Москве и др.) муни­ципальными органами активно проводятся, мероприятия по ре­конструкции жилого и социального фонда; строительству спе­циальных квартир для инвалидов в новостройках, специальному оснащению городского транспорта. Важно распространение пере­дового опыта и ужесточение мер ответственности за выполнение принятых нормативно-правовых документов.

Безбарьерная среда жизнедеятельности означает не только ар­хитектурную и транспортную доступность, но и обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации. Основные гарантии государства на право получения необходимой информа­ции отражены в ст. 14 Федерального закона «О социальной защи­те инвалидов в Российской Федерации».

В законе предусмотрена государственная поддержка редакций и издательств, выпускающих специальную литературу для инва­лидов. Определенные виды материального стимулирования пре­дусмотрены для редакций, программ, студий, осуществляющих выпуск аудио- и видеопродукции для инвалидов.

Выпуск периодической, научной, учебно-методической, спра-вочно-информационной и художественной литературы для инва­лидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и ре­льефно-точечным шрифтом Брайля, обеспечение сурдотехникой предусмотрено финансировать за счет средств федерального бюд­жета.

Язык жестов официально признан средством межличностного общения. На телевидении, в кино- и видеофильмах должна пре­дусматриваться система субтитрирования или сурдоперевода, что практически не реализовывается, только некоторые телевизион­ные передачи сопровождаются субтитрами или синхронным пе­реводом. В то же время в США почти по всем каналам идут пере­дачи со скрытыми субтитрами, в Дании субтитрами снабжено 90 % телепередач. Во многих странах выпускаются специальные про­граммы для глухих.

Расширение доступных для инвалидов информационных ре­сурсов библиотек, обеспечение тифлосредствами осуществлялось в рамках федеральной целевой программы «Культура России». Программа социально-экономического развития Российской Федерации на 2002 — 2004 гг. в число приоритетных направлений включала обеспечение доступности зданий и сооружений, средств транспорта, связи и информации наряду с другими вопросами реабилитации инвалидов.

К настоящему времени создана достаточно полная правовая база, регламентирующая создание безбарьерной среды жизнедея­тельности для инвалидов. Однако практическая реализация зако­нов и иных нормативных актов осуществляется медленно. Основны­ми сдерживающими факторами выполнения поставленных задач выступают финансирование соответствующих программ, обеспе­чение проектировщиков, строителей и других участников инвес­тиционного процесса нормативно-методическими, рекомендатель­ными и проектными материалами.

С другой стороны, недостаточно отработаны механизмы конт­роля и взыскания. Органы исполнительной власти субъектов фе­дерации и муниципальных образований законодательно должны обеспечить ответственность проектировщиков и строителей за ис­полнение норм по приспособлению жилья, дорог и объектов со­циального и культурно-бытового значения к нуждам инвалидов. Проектные решения на новое строительство зданий и сооруже­ний должны обязательно учитывать мнение общественных объеди­нений инвалидов. Большое значение имеет также формирование общественного сознания, так как в создании безбарьерной среды должны участвовать не только государственные структуры, но и частные предприниматели, общественные и политические дея­тели.

Физкультура и спорт в жизни инвалидов

Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов вопросам спорта инвалидов посвящено 11-е пра­вило. В нем указано, что «государствам следует привлекать инва­лидов к участию в спортивных мероприятиях, поощрять спортив­ные организации, обеспечивающие доступ инвалидов к этим ме­роприятиям, обеспечить возможности для обучения и трениро­вок, организовывать специальные игры и поддерживать участие инвалидов в национальных и международных соревнованиях».

В разработанной в 2000 г. Концепции государственной полити­ки в области физической реабилитации и социальной адаптации инвалидов отмечено, что физическая культура — это особая об­ласть культуры, которая выполняет реабилитационную роль пу­тем развития двигательного аппарата, повышения работоспособ­ности, удовлетворения потребности в общении, восстановления психологического статуса, самореализации при занятиях спортом. В государственную статистическую отчетность (форма 1-ФК) вклю­чены показатели развития физической культуры и спорта среди инвалидов.

В России законодательно закреплены государственные обяза­тельства по обеспечению прав инвалидов на занятия физиче­ской культурой и спортом. В Конституции Российской Федера­ции эти права поставлены в один ряд с основными правами че­ловека и гражданина. В Федеральном законе «О социальной за­щите инвалидов в Российской Федерации» (1995) предусмотре­но обеспечение доступа инвалидов к спортивным сооружениям (ст. 15), участие учреждений физкультуры и спорта в воспитании и обучении детей-инвалидов (ст. 18), государственная поддержка предприятий и организаций, содействующих инвалидам в заня­тиях физкультурой и спортом, производящих спортивные тех­нические средства для инвалидов (ст. 26), предоставление инва­лидам льгот при посещении спортивно-оздоровительных учреж­дений (ст. 31).

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Рос­сийской Федерации» (1999) содержит отдельную статью Орга­низация физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприя­тий с инвалидами». В ней отмечено, что занятия физкультурой и спортом инвалидов являются непременным и определяющим ус­ловием их всесторонней реабилитации и социальной интеграции. Организация занятий инвалидов физкультурой и спортом возло­жена на учреждения физкультуры и спорта, здравоохранения, образования, социальной защиты населения. Руководство физкуль­турно-оздоровительной и спортивной работой с инвалидами по­ручено федеральным и региональным органам исполнительной власти, Олимпийскому комитету России, физкультурно-спортив-ным объединениям.

Важным документом является Единая всероссийская спортив­ная классификация, утвержденная постановлением Госкомспор-та России и Олимпийского комитета России на 1997 — 2000 гг. Она включает основные нормативы, требования, условия и порядок присвоения спортивных званий и разрядов в Российской Федера­ции. В особый раздел в ней выделены виды спорта, культивируе­мые среди инвалидов, а также введены спортивные звания «Мас­тер спорта среди инвалидов», «Кандидат в мастера спорта среди инвалидов» и др.

Существует Единый календарный план всероссийских и меж­дународных спортивных и физкультурно-оздоровительных ме­роприятий (соревнований среди инвалидов). Он предусматривает мероприятия для инвалидов с различными ограничениями жиз­недеятельности: соревнования среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, среди глухих спортсменов, среди незрячих спортсменов, среди лиц с умственной отсталостью.

Для инвали­дов с различными ограничениями жизнедеятельности предусмот­рены соревнования по разным видам спорта, прежде всего, вхо­дящим в программу Паралимпийских игр: чемпионаты России, официальные международные соревнования, учебно-тренировоч­ные сборы, углубленные медицинские обследования. В Едином календарном плане всероссийских и международных соревнова­ний на 2002 г. был предусмотрен раздел, в который входило более 100 всероссийских и 60 спортивных международных мероприятий среди инвалидов с нарушением слуха, зрения, интеллекта, опор­но-двигательного аппарата.

К особым нормативным документам относятся Правила спортивных соревнований среди инвалидов, которые существуют во всех видах спорта и содержат поправки, соответствующие ог­раничениям жизнедеятельности различных групп инвалидов. Так, Правила игры в футбол для инвалидов с последствиями цереб­рального паралича предусматривают уменьшенный размер поля, сокращенный состав команд.

Для обеспечения доступности инвалидов к объектам спортив­но-оздоровительного назначения Государственным комитетом архитектуры утверждены «Ведомственные строительные нормы для зданий и сооружений физкультурно-оздоровительного и спортив­ного назначения» (1994). В них изложены требования к архитек­турно-планировочной и спортивно-технической частям строящихся зданий и сооружений спортивного назначения, плавательных бас­сейнов, спортивных площадок, стадионов, вспомогательных по­мещений и т.п.

Требования предусматривают обеспечение безо­пасности и ориентации инвалидов с различными нарушениями жизнедеятельности при занятиях физкультурой и спортом с уче­том их специфических потребностей. Сооружения должны быть рассчитаны на совместное использование инвалидами и осталь­ным населением. В 2000 г. Минтрудом России утверждены Методи­ческие рекомендации по оснащению сооружений спортивного назначения для обеспечения доступности проведения спортивно-оздоровительной работы с инвалидами.

Большую работу по осуществлению реабилитации инвалидов средствами физкультуры и спорта проводят общественные орга­низации инвалидов. В 1918 г. в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах появились спортивные клубы глухонемых, впо-следствие объединившиеся в Российский спортивный союз глу­хих, который в настоящее время является членом Международ­ной спортивной общественной организации инвалидов по слуху.

Он проводит чемпионаты и спортивные соревнования на терри­тории России, готовит спортсменов и сборные команды для уча­стия в международных соревнованиях, создает региональные об­щественные организации, спортивные клубы и секции глухих инвалидов-спортсменов, осуществляет строительство и реконст­рукцию спортивных объектов. Российский спортивный союз глу­хих осуществляет работу как в области спорта высших достиже­ний, так и в области массовой физкультуры и спорта, издает газету «Спорт глухих России». В союз входит 47 региональных отде­лений республиканского, краевого, областного уровня, в нем со­стоит около 1 тыс. мастеров спорта и кандидатов в мастера спорта, более 20 заслуженных тренеров России.

В 1993 г. в России была создана общественная спортивная орга­низация «Олимп», развивающая физкультуру и спорт среди инва­лидов с умственной отсталостью. Она организует совместно с Гос-комспортом России занятия физкультурой и спортом, подготовку тренеров, соревнования различного уровня, консультирование, информирование по вопросам физкультуры и спорта лиц с ум­ственной отсталостью. Члены этой организации являются чемпио­нами мира по ряду видов спорта.

В 1993 г. учреждена Федерация физической культуры, спорта и туризма инвалидов России. Сейчас в ее состав входит 137 регио­нальных клубов. Она является членом Международной федерации спортсменов с нарушениями опорно-двигательного аппаратах. Со­вместно с Госкомспортом России и ВОИ федерация развивает среди инвалидов этой группы 18 видов спорта, готовит спортсме­нов для участия в различных российских и международных сорев­нованиях, имеет в своих рядах большое количество чемпионов. На зимних Паралимпийских играх в Нагано сборная России из инва­лидов этой категории получила более 30 медалей.

С 1993 г. функционирует Спортивная федерация Всероссийско­го общества слепых. В нее входят спортивные организации слепых 76 регионов России, спортивно-реабилитационные клубы ряда городов. Федерация развивает 11 видов спорта, доступных инва­лидам по зрению, в том числе роллингсболл (командная игра с озвученным мячом). В ее состав входят многие выдающиеся спорт­смены, чемпионы, призеры различных российских и междуна­родных соревнований. Она является членом Всемирной шахмат­ной ассоциации, на соревнованиях которой слепые шахматисты из России были семикратными победителями.

В 1997 г. в России создан Паралимпийский комитет, деятель­ность которого направлена на всемерное развитие инвалидного спорта в России, повышение престижа спорта инвалидов в нашей стране и на международной арене, координацию всех спортивных организаций инвалидов, пропаганду инвалидного спорта.

Согласно статистическим данным, в России в 2000 г. было за­регистрировано более 55 тыс. инвалидов, занимающихся физкуль­турой и спортом, в 2002 г. их число возросло до 80 тыс. В настоящее время в России действует около 600 физкультурно-спортивных клубов, во многих городах страны открываются специализиро-ианные детско-юношеские спортивные школы.

К наиболее популярным видам спорта среди инвалидов отно­сятся армрестлинг, бадминтон, баскетбол, волейбол, дартс, лег­кая атлетика, лыжные гонки, плавание, настольный теннис, шахматы, футбол. Ежегодно на федеральном уровне проводится более 60 всероссийских массовых физкультурно-оздоровительных меро­приятий среди различных категорий инвалидов. Госкомспорт Рос­сии совместно с Паралимпийским комитетом России осуществ­ляет подготовку сильнейших спортсменов к участию в официальных международных соревнованиях. Успешно применяются новейшие методики тренировок.

В 2001 г. проведено 68 чемпионатов России и всероссийских первенств, в которых участвовало более 7 тыс. спортсменов с по­ражением опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интел­лекта, проведено 29 учебно-тренировочных сборов по подготовке к официальным международным соревнованиям.

Российские спортсмены-инвалиды приняли участие в 35 офи­циальных международных соревнованиях. На Олимпийских играх глухих в Италии в 2001 г. российские спортсмены завоевали более 50 медалей и заняли второе общекомандное место.

На зимних Паралимпийских играх 2002 г. в Солт-Лейк-Сити российскими спортсменами завоевано более 20 медалей, что вы­вело команду на 4-е место в неофициальном общекомандном за­чете. По числу завоеванных медалей российские спортсмены-ин­валиды опередили своих коллег из основной сборной команды России.

В последние годы значительно расширилась сеть физкультур-но-спортивных клубов инвалидов. Госкомспортом в 2001 г. был проведен первый Всероссийский смотр-конкурс среди клубов на лучшую организацию физкультурно-оздоровительной работы.

Развивается отечественная школа подготовки кадров в сфере физического воспитания и спортивной тренировки инвалидов. В Государственной академии физической культуры им. П.Ф.Лес-гафта в Санкт-Петербурге организована кафедра «Теория и ме­тодика адаптивной физической культуры». Проводятся научные разработки, раскрывающие возможности средств физической куль­туры и спорта в реабилитации инвалидов разных категорий и воз­растов. Эффективность реабилитационного воздействия физкуль­туры и спорта на инвалидов является научно доказанным фактом. Физкультурно-спортивные занятия, участие в спортивных меро­приятиях восстанавливают психическое равновесие, возвращают чувство уверенности и уважения к себе, дают возможность вер­нуться к активной жизни и участию в полезном труде, способ­ствуют воссоединению инвалида с обществом.

Вместе с тем существующая нормативная база и проводимая организационная работа не решают в полной мере проблемы фи­зической реабилитации и социальной адаптации инвалидов. Основ­ными причинами выступают практическое отсутствие специали­зированных спортивных сооружений и оборудования, недостаток профессиональных тренерских кадров, недостаточное информационно-методическое и пропагандистское обеспечение, низкая роль учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты населения в реабилитации инвалидов средствами физкуль­туры и спорта, недостаточное внимание к массовым занятиям ин­валидов физкультурой и спортом за счет увлечения спортом выс­ших достижений.

Для решения этих проблем необходим закон об адаптивной физической культуре и спорте, который бы четко и полно изло­жил основы управления физической культурой и спортом инвали­дов в соответствии с современными российскими социально-экономическими условиями и нормами международного права, о деятельности учреждений адаптивной физкультуры, подготов­ке специалистов. Кроме того, необходимо совершенствовать на­учное и программно-методическое обеспечение физического вос­питания и тренировок инвалидов в учреждениях физкультуры и спорта, здравоохранения, образования, реабилитационных цент­рах, общественных спортивных клубах.

Требуется улучшение ма­териально-технической базы для физкультурно-оздоровительных занятий и тренировок инвалидов, переоборудование, переосна­щение существующих и приспособление вновь создаваемых спортивных объектов с целью их доступности для инвалидов, создание отечественной индустрии технических средств, трена­жеров, инвентаря и специального снаряжения для физического воспитания и занятий спортом инвалидов. Важным фактором выступает организация информационно-образовательной и про­пагандистской работы по широкому развитию физкультуры и спорта инвалидов, а также полноценное финансирование этой сферы.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие трудности испытывают лица с ограничением здоровья приобучении в массовых учебных заведениях?

2. Каковы приоритеты развития системы профессионального образо­вания для инвалидов?

3. Какие существуют законодательные акты, касающиеся трудоуст­ройства инвалидов?

4. Какова роль службы занятости в содействии трудоустройству инва­лидов?

5. Какие меры необходимо принимать при градостроительстве для обеспечения удобного проживания инвалидов?

6. Какие требования предъявляются к оснащению транспортных средств для инвалидов?

7. Какие меры предусмотрены для обеспечения доступной информа­ционной среды?

8. Назовите основные спортивные клубы и спортивные состязания для инвалидов.

Литература

1. Актуальные проблемы интегрированного обучения. — М., 2001.

2. Законодательные и правовые акты по профессиональной реабили­тации и занятости инвалидов. — М., 2002.

3. ОсадчихА. И. Законодательная основа социальной политики в отно­шении инвалидов // Социальная работа. — 2002. — № 1.

4. Холостова Е. И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация. — М., 2002.

5. Кавокин СИ. Профессиональная реабилитация и занятость инвали­дов. - М., 1997.

6. Калъмет Х.Ю. Жилая среда для инвалидов. — М., 1990.

7. Проблемы инвалидности и инвалидов: современные подходы //Социальное обеспечение. — 1998. — № 4.

8. Елисеев СП. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке) // Теория и практика физической культуры. — 1998. — № 1.

9. Методические рекомендации по оснащению сооружений спортив­ного назначения для обеспечения доступности проведения спортивно-оздоровительной работы с инвалидами. — М., 2000.

10. Приказ Минздрава России № 337 от 20.08.2001 «О мерах по даль­нейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и ле­чебной физкультуры».

11. Царил А. В. Физическая реабилитация и спорт инвалидов. — М., 2000.


Сейчас читают про: