Как закладывается нравственность

Чаще всего взрослые пытаются навязать ребенку свое мировоззрение, заставляют принять его, не давая дойти самому до осознания навязываемых истин. Таким образом, он должен или сопротивляться, отстаивая свою самостоятельность и входя в конфликт со взрослыми, или притворяться, если инстинкт самосохранения направляет его этим путем. В любом случае вносится дисгармония в психологию личности, нарушается правильное формирование нравственности.

Стараясь воспитать в ребенке нравственность, мы часто обращаемся к его совести. Но помня о высокой скорости ритмов, в которых живет ребенок, мы можем представить себе, что за одну минуту совесть ребенка меняется так, как у взрослого за десять лет. Поэтому не стоит перегружать психику ребенка нашим давлением на его совесть, не стоит изобретать для него наказания с продолжением – завтра это уже совсем другой человек, с другой совестью, и мы сами отбрасываем его назад, навязывая ему образ, из которого он давно ушел.

Целесообразно строить для ребенка воспитательные ситуации, в которых он вынужден принимать решения, опираясь на свою совесть, и таким образом тренировать, развивать ее. Но мы обязаны наперед знать, прогнозировать результат процесса, и создавать процесс только в случае уверенности в положительном исходе.

Лучшей формой развития нравственности ребенка является игра. Но игры должны тщательно подбираться или даже сочиняться специально в особо сложных ситуациях.

Испытанным средством является традиционная сказка. Сказки специальными кодовыми блоками дают всю необходимую исходную информацию для того, чтобы ребенок набирал нужные аналоги, решал на моделях задачи будущих жизненных ситуаций. Но ценны именно старые, истинные сказки, лучше народные или их литературная обработка.

Еще большее воздействие – прямо-таки магическое – оказывают стихи, сказки в стихах, особенно, когда их хорошо читают, а также музыка, песни.

Сейчас сочиняется множество новых сказок, авторы которых часто плохо разбираются не только в детской психологии, но и в самой концепции добра и зла. С такими сказками надо быть очень осторожными. За занимательным сюжетом и описанием приключений может скрываться закодированный смысл, дающий неправильную ориентировку, разрушающий детскую душу.

Здоровье ребенка, как мы видим, складывается в комплексе, включающем работу с физической частью – его организмом, и работу с его личностью – сложной системой, объединяющей духовную и психическую части. И обеспечивать это здоровье каждый из нас сможет в той мере, в какой он понимает основные законы Космоса – системы, в иерархию которой на своем месте входит и человек. А главное, как он выводит из этих законов частные закономерности, управляющие процессами его жизни, и как реализует в своей жизни эти закономерности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: