Однако, деятельность как форма психической активности человека отличатся от прочих видов активности, и имеет свои специфические содержательные характеристики

Во-первых, она регулируется сознанием, а не внешними обстоятельствами. Человек вполне отдает себе отчет в том, что когда, как и зачем он собирается делать. Конечно, при этом степень осознания элементов деятельности зависит от уровня развития индивида, в целом от культуры личности.

Во-вторых, деятельность как процесс имеет и достаточно четкую структуру. Любой вид деятельности начинается с потребности, т.е. с противоречия, которое возникает вследствие столкновения организма (индивида) с окружающей средой. Понятно, что чем разнообразнее эти столкновения, тем богаче будет система потребностей человека.

Однако сама по себе потребность не может еще включить процесс деятельности. Чтобы это произошло, потребность, как указывал А.Н.Леонтьев, должна "опредметиться", стать мотивом. Возникновение мотива свидетельствует о том, что индивид с большей или меньшей степенью осознания представляет, в каком именно направлении он будет проявлять свою активность, что именно его волнует и требует действия. Силой мотива определяется также и желание действовать.

Он побуждает сознание и к поиску цели действия. Только вообразив результат своих действий и четко сформулировав цель, человек действительно может включиться в процесс деятельности. Этот элемент структуры назовем "собственно деятельность". Она, в свою очередь, слагается из трех элементов: движений, действий, операций.(См. словарик в конце пособия).

Интересно, что хотя сама структура деятельности научно обоснована не так давно, философы прошлых столетий выделяли отдельные ее элементы и говорили о значимости этой формы человеческого бытия. Так, известна крылатая фраза В.Г.Белинского: "Без цели нет деятельности, а без деятельности нет жизни. Источник интересов, целей, деятельности - субстанция собственной жизни".

Кроме перечисленных элементов, в структуру деятельности входят еще анализ и оценка полученных результатов, а при необходимости, т.е. когда полученный результат не совпадает с результатом предполагаемым, коррекция программы действий.

Знание структуры деятельности позволяет сделать ряд существенных выводов.

Во-первых, тот факт, что деятельность обуславливается характером потребности, дает возможность судить о качестве деятельности по тому, какими потребностями она вызывается. Потребность, преображенная в конкретный мотив, выражается словами "хочу того-то и того-то". Она, в свою очередь, включает конкретную форму психической активности индивида. При этом, как показывает опыт, повторяющаяся ситуация чаще всего рождает однотипную потребность и мотив. Они же почти автоматически запускают привычный для данного субъекта способ действий в данной ситуации. Так, например, сильное желание ученика скрыть от одноклассников свою некомпетентность в каком-либо предмете может повлечь за собой поведение-браваду по типу: мне в будущем это не пригодится, поэтому зачем же утруждать себя заучиванием всякой ерунды!

Во-вторых, если человек научится управлять своими потребностями, сознательно стимулировать их рождение или, напротив, умалять силу эмоциональных переживаний уже возникших, он сможет управлять своей деятельностью, а это, в свою очередь, означает строить свою жизнь так, как ему того захочется.

Навыки и привычки. Отчего получается так, что человек, попадая в привычную для него ситуацию, реагируют на нее стереотипно, системой автоматизированных действий? Причем, в одном случае эта система разумна и оправдана, она позволяет субъекту кратчайшим путем достичь желаемого результата. Такую систему называют "навык".

В другом, действия могут быть просто лишними, совершенно ненужными, или даже вредными, мешающими движению к цели. В этом случае их называют привычками, иногда даже вредными. Но и в первом, и во втором случае мы имеем дело с достаточно стойким научением. В том, каким образом осуществляется это научение, как формируются навыки и привычки, нам предстоит разобраться.

Напомним, что структура деятельности, которую мы анализировали в предыдущем параграфе, является непременным атрибутом любого действия, в частности, она характерна и для навыка, и для привычки. Однако при формировании стойких автоматизированных действий есть несколько специфических моментов, которые требуют особого обозначения.

1. Значительно быстрее неконтролируемыми сознанием становятся действия, подкрепляемые достаточно зильными положительным и эмоциями. Эмоции эти могут проявляться уже на уровне потребности и мотива, тогда желание чего-либо становится очень ярким и может мгновенно возникать в похожих ситуациях, в ответ на какой-либо типичный для данных ситуаций условный раздражитель. Например, вид рабочего стола или любимая поза в кресле могут непроизвольно "включать" определенную систему познавательных потребностей личности, способствовать скорейшей выработке исследовательских навыков.

Еще больший эффект от положительных эмоций наблюдается, если они сопровождают сам процесс формирования навыка, а также если глубокое чувство удовлетворения и гордости собой возникает при достижении поставленной цели, получении результата деятельности. Школьнику может доставлять радость и наслаждение поиск различных вариантов решения какой-либо математической задачи, а успех так окрылять, что навык оказывается фиксированным практически после первых единичных повторений.

Знание этой особенности позволяет при помощи эмоционального переживания осуществлять закрепление желаемых навыков и привычек. Для этого мы стимулирующую к деятельности ситуацию и сам процесс выполнения действия сопроводим положительными чувствами, по возможности более яркими и выразительными. Напротив, стремление избавиться от пагубных и ненужных привычек можно осуществить, если сформированное автоматизированное действие или какие-либо его элементы постараться переживать в отрицательной гамме чувств.

2. Навык и привычка развиваются быстрее, если соблюдаются правила их формирования. Первое из них заключается в том, что конкретная тренировка действия должна предваряться тщательным продумыванием всех деталей исполнения, т.е. полезно составлять алгоритм выполнения действия.

Второе. Начиная формировать навык, надо строго следовать составленному алгоритму, четко проговаривать вслух каждый элемент действия. Это очень важный момент. Мы раньше уже говорили о том, что внутренняя психическая деятельность возникает только при наличии внешней, физической. В данном случае внешней, физической стороной деятельности будет являться выполнение действия по алгоритму и его громкое речевое обозначение /в крайнем случае каждый элемент обозначаем, четко проговаривая его "про себя"/. Это позволяет осуществлять контроль за точностью выполнения действия, его правильностью.

Когда мы почувствуем, что следить за каждым элементом действия уже нет необходимости, оно начинает выполняться как бы само собой, а проговаривание убирается. Контроль включается лишь периодически. Увеличиваем темп выполнения действия, при этом оно "сворачивается" или "кодируется". Для этого каждый шаг алгоритма выполняемого действия заменяем каким-либо символом. Так, при выработке навыка написания слов с непроизносимыми согласными первый шаг алгоритма, звучащий как "подберем к данному слову ряд родственных слов..." можно заменить символом - "родственные". Осуществляя "сворачивание" действия, мы переносим контроль за его выполнением на конечный результат. При этом самым важным для нас становится поиск желаемого, ответы на вопросы, ожидаемое решение проблемы.

Рассмотрим, к примеру, как, используя эти правила, выработать навык правильного чтения параграфа учебника.

Составим алгоритм чтения.

А) Прочитайте заголовок главы, раздела, параграфа.

Б) Определите, с какой стороны, с каких позиций рассматривается общая проблема книги в данной главе, разделе, параграфе.

В) Прочтите весь текст первого параграфа данного раздела, главы.

Г) Определите основную мысль этого текста.

Д) Выделите "подыдеи", анализируя которые, автор(ы) приходит(ят) к основному выводу. Зафиксируйте, сколько таких подыдей, в какой последовательности они излагаются.

Е) Сделайте описание каждой из "подыдей" в следующей последователь-ности: факты, аргументы, выводы.

Ж) Отметьте, были ли в параграфе упомянуты какие-либо спорные вопросы, решаемые в науке неоднозначно. Сколько их.

З) Опишите содержание каждого спорного вопроса. Укажите, кто из авторов какой позиции при этом придерживался.

Итак, остается только читать тексты, используя этот алгоритм, и развивать навык чтения. Таким образом, навыки и привычки - это автоматизированные действия. Автоматизм достигается путем многократного повторения. Число повторений, однако, можно сократить, если хорошо продумать каждый шаг действия и контролировать его выполнение.

З а д а н и е.

Жизнь устроена так, что, имея за плечами всего 15 - 17 лет, мы, нередко, наряду с полезными навыками, тащим за собой ещё и целый ворох ненужных, а иногда и вредных привычек. Можно ли избавиться от них? Как это сделать?

Используя полученные теоретические знания, попробуем выработать у себя какую-либо полезную привычку, например, делать по утрам зарядку, или ежедневно, без напоминания родителей, выполнять какую-нибудь домашнюю работу и т.д. Мы помним, что чем сильнее положительные переживания, которые сопровождают выполнение работы, тем быстрее может возникнуть необходимая привычка. Сами же положительные переживания можно вызвать, играя с образами, например, представляя, что вы, как истинно взрослый человек, самостоятельно принимаете решение сделать то-то и то-то. Вы исполняете намеченное, при этом, вовсе не ожидая похвалы или награды, ведь подлинная взрослость не нуждается в этом. Вам просто приятно делать что-либо для своей семьи, приятно осознавать, что вы способны взять на себя ответственность за выполняемое. Вас никто не заставляет, вы свободны в своем выборе и не нуждаетесь в указаниях со стороны, даже насмешки сверстников в ваш адрес не способны изменить принятого вами решения. Продумайте хорошенько, какую систему действий вам необходимо выполнить для реализации задуманного. Наконец, приступайте к выполнению намеченного. Если же будет очень трудно и захочется отказаться от выбранного пути, вспомните, что это путь, который ведет вас к взрослости, к тому, чтобы быть самостоятельным чело веком.

Волевое действие. Деятельность человека - процесс очень сложный. Как мы уже выяснили, направлен он на формирование навыков и привычек. Однако в структуру собственно деятельности входят, помимо целена-правленных действий, ещё и элементы рефлекторных движений. Так, например, испытывая острое чувство голода, мы можем, не задумываясь о приличиях, взять руками котлету и быстро засунуть ее себе в рот. Или же если перед нами, преграждая путь нашего следования, кто-то неожиданно появится, мы непроизвольно отскочим в сторону или выполним какое-либо защитное движение.

В деятельности зрелой личности рефлекторные движения чаще всего вкраплены в состав навыков и привычек. При этом они предварительно тщательно анализируются нами, отбираются, а при необходимости видоизменяются и окультуриваются. Однако, основу деятельностного процесса взрослого человека составляют не они, а "волевые действия".

Волевое действие, в отличие от обычного, характеризуется двумя особенностями:

1) момент формирования мотивации в волевом действии имеет некоторые специфические черты;

2) в ходе самого выполнения действия обязательно осуществляется преодоление каких-либо препятствий на пути к достижению цели.

Остановимся подробнее на этих двух отличительных характеристиках "волевого действия".

Мотивация. В волевом акте она всегда значительно осложнена, и говорить о "включении" воли мы можем только тогда, когда уже на этапе возникновения мотива нормальное появление его бывает нарушено. Это "нарушение" обусловлено тем, что в любой случайно взятый момент бытия человек обычно испытывает не одну, а несколько потребностей. Переживание этих потребностей в той или иной форме "подкрепляется" работой сознания, и, в конечном счете, может привести к возникновению одновременно нескольких мощных мотивов. Если эти мотивы альтернативны по своему содержанию в отношении друг к другу, то возникает достаточно жесткая борьба между ними. Вот тут-то от человека и требуется волеизъявление для осуществления выбора мотива. Сам же характер волеизъявления во многом будет зависеть от субъективной ценности мотивов, находящихся в противостоянии. Так, один мотив может быть явно предпочтительнее другого, оба могут положительно восприниматься и быть одинаково желанны, или отношение к обоим отрицательно и они одинаково нежеланны.

Проиллюстрируем примерами эти отношения. Неравнозначность ценности мотивов для субъекта в свою очередь бывает двоякой: может доминировать более примитивный, такой как жажда легкого удовольствия, тогда от субъекта требуется значительное волевое усилие для выбора угнетенного мотива. Если же при борьбе мотивов явно преобладают мотивы духовные, то волевое усилие может быть незначительным.

Равнозначность положительно или отрицательно переживаемых мотивов можно видеть, наблюдая, например,
такие ситуации: ученик собирается сесть за написание сочинения на интересную для него тему, в это время приходит друг и сообщает, что есть возможность попасть на заседание клуба, который давно уже привлекает школьника. Другой пример. Вам предстоит выбрать встречу с кем-либо из двоих людей, одинаково неприятных. Как работает наша воля во всех этих случаях, мы рассмотрим несколько позже.

Второй, как было отмечено, отличительной характеристикой волевого действия является направленность его на преодоление трудностей. Человек не только стремится к удовлетворению определенных потребностей и достижению результата, он еще при этом попадает в ситуацию, когда на пути его движения возникают препятствия. Цикл будет завершен, цель достигнута, только в том случае, если субъект сможет их преодолеть. Это и есть самый важный этап волевого акта. Он требует от индивида большой концентрации психической энергии, целеустремленности, решительности. Называется этот этап - этапом исполнения задуманного.

Таким образом, наличие элементов борьбы мотивов и исполнения задуманного будет свидетельствовать о волевом действии.

Волевое действие имеет и две функциональные особенности.

Во-первых, оно может быть направлено на усиление результативности деятельности в условиях все возрастающей сложности преград. Так, например, с помощью волевого усилия мы на протяжении долгого времени можем поддерживать мотив учения, убеждая себя в необходимости каких-либо знаний. Это побуждающая функция воли.

С другой стороны, она может выполнять и тормозную функцию. Так, если мы чем-то сильно взволнованы и никак не можем успокоиться, то потребуется значительное волевое усилие, чтобы унять разбушевавшиеся страсти. В этом и будет проявляться тормозящее действие воли.

Все сказанное могло привести вас к выводу, что воля обязательно связана с каким-либо насилием человека над самим собой. Действительно, один из путей активизации этого специфического действия насильственный. Он требует от индивида больших затрат психической энергии, умения управлять собой и поэтому доступен не каждому. Думается, что подобный волевой акт возникает на фоне до вольно сильных, но не совсем ясных человеку переживаний, противоречивых по своей сути. Так, с одной стороны, у субъекта ярко выражены переживания удовлетворенности, покоя, благополучия, с другой - смутное чувство беспокойства. Переживания первого типа очень сильны, личность может даже бояться потерять их. Однако родившееся в глубине души беспокойство заставляет человека размышлять. Его рассудок, наконец, находит цель, которая может быть не совсем эмоционально приятной индивиду. То есть при насильственном способе волеизъявления выбор мотива осуществляется

преимущественно рассудком человека, а не его чувствами. Субъект просто признает, что какая-то форма существования или поведения в определённых условиях более предпочтительна, нежели все остальные. При этом логически выбранный мотив может оказаться эмоционально слабо подкрепленным, а мотив, отвергнутый в ходе размышлений, продолжает переживаться довольно сильно и положительно. Возникает ситуация, когда ум с сердцем не в ладу. Реализация намеченных целей в этом случае дается человеку достаточно тяжело, путем значительных энергетических затрат.

В насильственном способе волеизъявления есть и еще одна примечательная особенность. Рассудочно выбранный мотив и деятельность, с ним связанная, сознательно противопоставляются всем другим видам деятельности и преподносятся как единственно правильные. Только таким образом должен поступать человек! Если же вдруг субъект по какой-либо причине оказывается не в состоянии исполнить данное намерение, то непроизвольно в его душе возникает и тяжело переживается ощущение собственного несовершенства. Человека начинает угнетать мысль о неспособности к волевому усилию. Поэтому насильственный способ волеизъявления в условиях незаконченности волевого акта способен унижать личность, развивать у нее комплекс неполноценности.

Но есть и другой путь выполнения волевого действия - ненасильственный. Суть его заключается в том, чтобы постараться превратить конечную цель деятельности в максимально привлекательную для субъекта. Для этого ему надо сделать так, чтобы все остальные мотивы, объектированные в каких-либо образах-представлениях, явно бы проигрывали перед ней. Определяющую роль в этом процессе играет система ценностей человека. Итальянский психолог Роберто Ассаджоли, автор книги "Психосинтез", об этом пишет так: "Мотивация неизбежно подразумевает определение ценностей; как мы упоминали ранее, оценивание является неминуемым, а в данном случае и существенно важным моментом. Оценка предполагает шкалу ценностей, которая, в свою очередь, является выражением концепции, или философии жизни, мировоззрения человека. Каждый человек имеет такого рода концепцию, или философию, но обычно она четко не сформулирована, туманна и весьма противоречива... Очевидно, что цель или задача, на выполнение которой необходимо направить свою волю, должна иметь большую положительную ценность...".1

Проще говоря, ненасильственный способ волеизъявления, особенно на этапе борьбы мотивов, опирается при выборе доминирующего на те ценности, которые для данного человека являются наиболее предпочитаемыми. Однако, если субъект захочет, он в состоянии не только осознать, что для него значимо, что нет, но и сознательно перестроить систему своих ценностей. Так, например, молодой человек может вполне предпочесть тяжелый путь научных открытий примитивному времяпрепровождению и легким удовольствиям.

Однако, предпочтение той или иной
ценности - это все же начало волевого акта. Чтобы действие было совершено в соответствии с выбранным мотивом, надо максимально усилить положительные эмоциональные переживания, связанные с ним. По мнению Ю.М.Орлова, это можно сделать, "играя с образами" или используя известную психотерапевтическую технику "визуализации".

Так, для поддержания в себе ценностей, связанных с поиском научных открытий надо представить себе в деталях то место, где вы эти открытия предполагаете совершать. Увидеть себя в этот сладкий момент творчества, увидеть коллег, которые будут радоваться вместе с вами. Такая "игра с образами" поможет сделать данную ценность еще более желанной.

Наконец, последнее замечание. С точки зрения психологов гуманистического направления, любое волевое решение требует принятия на себя ответственности за совершаемый выбор. В ситуациях, предполагающих волеизъявление, индивид всегда это смутно чувствует. Однако далеко не все люди не боятся брать на себя ответственность. Иногда, как писал Э.Фромм, даже целые общности людей отказываются от совершения личного выбора, предпочитая подчинение воле сильного лидера.

Поэтому, намереваясь развивать у себя волю, предварительно надо решить, действительно ли вы хотите быть свободным человеком, хотите ли брать ответственность за свой выбор.

Итак, мы описали особенности одного этапа ненасильственного волеизъявления - этапа борьбы мотивов и принятия решения. А в волевом действии, как не раз уже говорилось, есть еще один важный элемент - исполнение намеченного. Вспомним, чем ярче и положительнее переживания намеченной цели, тем легче и естественнее окажется движение к ним. Однако, и здесь есть некоторые нюансы, требующие особых оговорок.

1. Действия по достижению цели должны быть тщательно спланированы и хорошо продуманы. В противном случае неудача может подстерегать человека. Действуя беспорядочно, неорганизованно, неумно, можно навредить делу.

2. Воплощать в жизнь задуманное позволяет человеку соблюдаемый режим дня. Надо выработать привычки рано вставать, в одно и то же время садиться за выполнение домашнего задания, убирать в конце дня свое рабочее место и т.д. Они формируют полезные деятельностные стереотипы, которые индивид автоматически "включает" при преодолении каких-либо серьезных трудностей.

3. Организуя свою деятельность на выполнение определенной программы, следует избегать двух крайностей: а) остерегаться сосредоточения всего своего внимания на частных трудностях, забывая при этом о конечной цели своих действий; б) нельзя концентрироваться полностью и на далекой цели, не видя перед собой конкретных препятствий. И то, и другое может помешать достижению цели, привести к поражению.

4. Очень полезно культивировать в себе такие качества, как целеустремленность, настойчивость и упорство.

5. Если вам удалось удачно выполнить какой-либо элемент намеченной программы, стоит закрепить успех с помощью поощрения, похвалы, награды. Погладьте себя, скажите себе, какой вы молодец, можете сделать себе даже небольшой подарок (если выполненное дело стоило вам значительных усилий!) Все это укрепит вашу веру в себя, в ваши силы, в устойчивость к трудностям.

6. Если на пути продвижения к цели возникают серьезные препятствия и следуют одно за другим, не позволяйте беспомощности овладеть вами, не застревайте на мыслях о том, что вот "так всегда" вам не везет, что "опять" у вас что-то не получается, что "вечно судьба преследует" вас и т.д. Постарайтесь расслабиться и твердо скажите себе: "Выход есть! Я обязательно найду его!"

7. Как следует обдумайте сложившуюся ситуацию взвесьте все обстоятельства и причины ваших поражений. постарайтесь каким-то новым образом подойти к решению проблемы, не забывая, правда, при этом, чего же вы все-таки хотите достичь в конечном счете.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: