Психология личности

План

1. Общее представление о личности.

2. Сложности формирования личности.

3. Личность и ее самосознание.

4.

Общее представление о личности. Слово "личность" знакомо нам достаточно хорошо. Все мы хотели бы быть яркими заметными личностями. Это важно. Нас очень оскорбляет, когда принижают достоинство нашей личности и радует, если кто-то обращает особое внимание на нас. И все-таки, что же такое "личность"? Всякого ли человека можно ею назвать? Новорожденный младенец - личность? Или безумец, предвещающий миру всевозможные катаклизмы? Думается, что даже в самой малой группе на эти вопросы не будет однозначного ответа.

Исторически происхождение слова "личность" восходит к XVII в. Скоморохи на Руси во время представлений надевали себе на лицо маску - "накладную харю", "личину", - отображающую какие-либо особенности, изображаемого ими существа. Однако в современной науке этот термин используется в несколько ином смысле.

Первые определения личности, данные философами и психологами, имели достаточно широкое толкование. Этим термином обозначали все то, что принадлежит человеку - его тело, психику, поведение, имущество, культуру. Отчасти в широком смысле слова это понятие используется и сейчас.

Однако чаще всего под личностью понимают "определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении".[1] Другими словами, это образования, которые возникают в человеке в результате его жизни в социуме.

Вы, наверное, слышали истории о детях, которые в силу разных обстоятельств совсем маленькими попадали к животным. Они воспитывались волками, медведями, обезьянами. Как ни странно, детеныш человека выживал и даже приобретал большую физическую силу, становился крепче, выносливее обычного представителя gomo sapiens. Однако по своему поведению, действиям, издаваемым звукам он напоминал животное, вырастившее его. Если этого ребенка удавалось вернуть к людям, то личностью, как правило, он стать уже не мог.

Эти примеры убедительно показывают, что человек на свет не рождается с социальными качествами. На свет появляется лишь индивид. Индивид - представитель рода человеческого, имеющий присущие этому роду анатомо-физиологические признаки тела, особую структуру мозга да еще колоссальные потенциальные возможности развития. Однако формирование психики индивида по человеческому типу может начаться только в случае его попадания в социум,
к людям, с которыми он будет активно взаимодействовать. Хорошей иллюстрацией к последнему положению является одна любопытная история.

В начале XX в. французская этнографическая экспедиция во главе с профессором Велларом пребывала в тропических лесах Южной Америки. Однажды ей удалось напасть на след племени гуайакилов, живущего по законам первобытнообщинного строя. Покидая в спешке стоянку, гуайакилы забыли там двухлетнюю девочку. Веллар отправил малышку во Францию на воспитание своей матери. Через 25 лет молодая гуайакилка ничем не отличалась от самых развитых, интеллигентных женщин Европы.

Значит, мозг первобытного человека уже был наделен неограниченными возможностями развития. Однако, чтобы реализовать эти возможности в деятельности и поведении, нашим предкам не доставало соответствующего культурного окружения.

Что же все-таки такого специфического приобретает человек как личность в социуме? А.В. Петровский считает, что одной из важнейших ипостасей личности является ее социальная роль. Овладевать своими социальными ролями человек начинает очень рано, знакомясь с нормами, регламентирующими поведение в различных ситуациях. Роль сына и дочери, ученика и товарища, покупателя и путешественника - это лишь часть "веера ролей", которыми владеет, к примеру, уже старшеклассник. Чем богаче "ролевой веер" индивида, чем естественнее и проще переходит он с одной роли на другую, тем ярче и динамичнее его личность. Застревание на какой-либо одной роли, неумение изменить характер своего поведения в новой ситуации существенно ограничивает личностные возможности человека, потому что люди перестают его понимать, а сам он начинает чувствовать себя неловко.

Кроме того, становлением личности "запускается" формирование достаточно выраженных отношений к собственному "Я". В самом раннем детстве начинается этот процесс. Будучи еще несмышленышем, человек начинает замечать, что принадлежит его телу, относится к нему, позже он уже может отличить свои действия от действий и поведения другого, примечает особенности собственного характера и, в конечном счете, создает целостный образ своего "Я". Помимо способности описывать самою себя, у личности развивается еще и ярко выраженное отношение к себе.

В отличие от человека животные в массе своей этой способностью не обладают. Увидев свое отражение в зеркале, собака или кошка живо реагируют на него лишь в первый момент. Но как только они убеждаются, что за зеркалом никого нет, опасности никакой, всякий интерес к собственному отражению у них пропадает.

Любопытно, что иначе ведут себя в подобной ситуации лишь некоторые виды приматов, живущие колониями. Так, в 198Ог. американским зоопсихологом Г. Геллалом были проведены сенсационные опыты с дикорожденными шимпанзе. Животных какое-то время знакомили с зеркалом и наблюдали, что этот предмет явно привлекает их внимание - они с удовольствием разглядывали в нем свое отражение. Затем шимпанзе усыпляли и наносили на лоб пятно какой-либо краской. По пробуждении, увидев себя в зеркале, животные начинали усердно оттирать пятно со своего лба, а не с зеркального изображения.

Если же вернуться к человеку, то узнавать себя в зеркале, отличить "Я" от "не Я", малыш способен уже в годовалом возрасте. То есть одно из важнейших образований личности - выделение себя среди себе подобных - начинает формироваться чрезвычайно рано. Примечательно, что у зрелой личности эта способность обретает глубокий социальный смысл. Создавая целостный образ "Я", личность пытается найти ему достойное место в системе сложных социальных отношений, ответить на очень непростой вопрос, в чем предназначение человека в мире. Другими словами, развитое самосознание обеспечивает сознательную социальную активность человека.

В-третьих, у индивида в процессе жизни в социуме развивается очень важное качество - способность к персонализации. Персонализация - это стремление "продолжить себя, обеспечив свою представленность в других людях".1 Оказывается, потребность в этом у человека чрезвычайно сильна, хотя может далеко не всегда им осознаваться. Живя бок о бок с другими, люди подчас не замечают, как важно для их самовыражения присутствие других. Ведь если на миг представить, что человек живет совершенно один, то мгновенно теряют всякий смысл слова, мнения субъекта, его позиция, принципы... Только потому, что есть окружающие нас люди, мы рассказываем о своих радостях и болях, открытиях и находках, сомнениях и разочарованиях, мы ищем отклика в чужой душе, чтобы почувствовать себя представленными в других, продолженными в них.

Даже самому необразованному и неразвитому человеку мало просто есть, спать, иметь. Сознательно или бессознательно он будет искать возможность передать другим свои ощущения бытия. Это и есть персонализация.

А.В. Петровский со своими учениками проводил любопытные опыты, доказывающие, что явление персонализации может существенно менять деятельность людей. Группам учеников старших классов предлагалось по фотографии незнакомого сверстника описать его характер. Как и следовало ожидать, описания были большей частью нейтральные. Но вот в группы, где школьники делали описание, стали приглашать знакомых детям учителей, которые находились там, пока не заканчивалась работа. В итоге, в зависимости от личности педагога, доброжелательной или авторитарно-пренебрежительной, в описаниях детей стали преобладать положительные или отрицательные характеристики. Так учитель персонализировал ученикам свое отношение к людям.

Следовательно, рассматривая личность как социальное качество, мы должны говорить о том, какие социальные нормы усвоил человек, что думает он о характере существующих общественных отношений, какие роли ему доступны, каковы представления человека о самом себе и том месте в социуме, который его окружает, наконец, как осуществляет человек потребность в персонализации.

Обзор общего содержания понятия "личность" предполагает знакомство еще с двумя образованиями, на которые довольно часто ссылаются в различной психологической литературе. О содержании этих понятий впервые начали говорить А.Ф. Лазурский совместно с Л.Франком в начале XX века. Данные явления имеют прямое отношение к структуре личности.

А.Ф. Лазурский полагал, что личность имеет двусоставную форму, включает в себя эндопсихику и экзопсихику. Под эндопсихикой он понимал "внутреннюю взаимосвязь психических элементов и функций,.. которая обычно обозначается терминами "темперамент", "характер" и "умственная одаренность"... "Сюда войдет, - писал автор, - вся совокупность таких основных психических (или психофизических) функций или способностей, как восприимчивость, память, внимание, комбинирующая деятельность (мышление, воображение), аффективная возбудимость, способность к волевому усилию, импульсивность или обдуманность волевых актов, быстрота, сила и обилие движений и т.д."1

В отличие от эндопсихики экзопсихика "определяется отношением личности к внешним объектам, к среде, причем понятия "среды" или "объектов" берется в самом широком смысле, в котором оно объемлет всю сферу того, что противостоит личности, и к чему личность может так или иначе относиться: сюда входят природа, и материальные вещи, и иные люди, и социальные группы, и духовные блага - наука, искусство, религия - и душевная жизнь самого чело- века, поскольку последняя также может быть объектом известного отношения со стороны личности".2

Как вы уже, вероятно, заметили, А.Ф.Лазурский говорил о тех

же составляющих содержания личности,
что и мы, только объединял их еще и в два относительно самостоятельных начала: эндо- и экзопсихики.

В последнее время, разбирая понятие "личность", психологи непременно касаются понятия "индивидуальность". Индивидуальность определяют как особое, неповторимое сочетание индивидных и личностных свойств, позволяющее отличать одного человека от других людей. Надо полагать, развитие индивидуальности идет параллельно развитию личности. Только личность предполагает представленность в человеке каких-либо типичных для социализированного субъекта черт, а индивидуальность включает в себя те уникальные формы их выражения, которые собственно и делают этого человека заметным, выделяют его из группы подобных. Таким образом, личность - это образование сугубо человеческой психики. Оно позволяет индивиду органично включаться в жизнь с людьми, адекватно воспринимать получаемую от них информацию, вступать с ними в совместную деятельность по исследованию, объяснению и преобразованию окружающего мира и человека в нем.

Сложности формирования личности. Когда встает вопрос о формировании личности, первым делом необходимо выяснить, что же является "источником", "запускающим" этот процесс. Как вы, наверное, помните непременным условием образования личностных качеств в индивиде считается жизнь человека в обществе. Однако как и почему взаимодействие с себе подобными способствует развитию этих качеств?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам первоначально надо выяснить, что вообще активизирует психоэнергетику человека? По единодушному мнению психологов - это система потребностей живого существа. Потребность - состояние, возникающее в результате противоречия между организмом и окружающей его средой; состояние нужды в чем-либо жизненно необходимом. Потребности возникают постоянно, на любом этапе

развития индивида. Человек, действуя, все время вступает в контакт с людьми, природой, вещами, а так как все это находится в состоянии непрерывного движения, то нельзя найти позиции, уравновешивающей одномоментно все нужды организма. То есть потребности человек испытывает практически всегда. Более того, чем активнее действует индивид в окружающем мире, чем разнообразнее его активность, тем быстрее меняется и усложняется система его потребностей.

Потребность тесно связана с эмоциями и в зависимости от их силы также переживается с разной степенью. Представьте себе, вас начинает сильно раздражать существующая ситуация, вам чего-то хочется, хотя вы наверняка не знаете, чего именно, у вас возникает какое-то непонятное беспокойство и желание действовать - все это указывает на рождение в вашей душе очень сильной потребности. Конечно, чтобы начать действовать, человеку одной потребности мало. Он должен хотя бы бессознательно ощутить причину, побуждающую его к действию, представить в общих чертах область своей активности. То есть должен возникнуть мотив. Он обычно появляется после того, как мы, включив воображение, начинаем "рисовать" желаемые картины. Так вот внутренняя логика этих картин, даже если они не становятся достоянием нашего аналитического ума будет определять мотив будущей деятельности человека.

Потребности и мотивы тесно связаны. Как мы уже говорили, по мере усложнения характера деятельности человека, усложняется и его потребностно-мотивационная сфера. Как считал А. Маслоу, развитие ее идет от низших, физиологических уровней (потребности в пище, тепле, самозащите) к высшим, духовным. (Рис. 3).

Как видим, самой высшей потребностью Маслоу считал потребность к самоактуализации. В ней, по мнению не только Маслоу, но и многих других ученых, весь смысл бытия человека на Земле. Однако ярко выражена эта потребность далеко не у всех. Только 1-4% всех людей Земли - самоактуализирующиеся личности. Остальные находятся на той или иной ступени потребностно-мотивационного развития.

Нам бы хотелось назвать те черты личности, которые характерны самоактуализирующейся личности. Культивируя в себе эти черты, проявляя их в своей собственной деятельности, можно быстрее научиться реализовывать богатейшие потенции.

Вот перечень этих черт.

1. Понимание и принятие жизни такой, как она есть. Нет страха перед жизнью, стремления спрятаться от нее.

2. Принятие других и себя, без каких бы то ни было оговорок.


Иерархия потребностей по А.Маслоу

  Осу- ществле- ние само- го себя; самоактуа- лизация, самореализация. Сознание собст- венного достоинс- тва; потребность в уважении, социаль- ном успехе. Социальные потребнос- ти. Потребность в соци- альном контакте с людьми, общение с ними. Потребность в надежности. Стремление к материальной надежности; здоровье, обеспе- чении по старости и т.д. Физиологические потребности. Низшие, управляемые органами тела потребности: дыхание, пищевая, сексуальная, потребность в самозащите.


Рис. 3


3. Профессиональная увлеченность любимым делом, предпочтение его многим другим занятиям.

4. Автономность, независимость. (Умение отстаивать свою жизненную позицию в любой ситуации).

5. Способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к ним.

6. Постоянная новизна, свежесть оценок, любовь к экспериментированию.

7. Умение различать цели и средства. Убеждение в том, что "не всякое средство хорошо для достижения цели".

8. Спонтанность, естественность поведения.

9. Понимание юмора, умение шутить.

1О. Постоянная работа по развитию своих способностей. Стремление к творчеству.

11. Готовность к решению трудных проблем.

Развитие потребностей и мотивов от низших к высшим не происходит само по себе. Индивид, удовлетворяя через деятельность потребности более низкого уровня, становится другим. Его отношения с миром делаются сложнее и глубже, что, в свою очередь, способствует возникновению более содержательных духовных потребностей. Схематически этот процесс можно обозначить так.

и вы внимательно следите за логикой наших рассуждений, то, пожалуй, сами уже можете сказать, что кроме мотивационно-потребностной сферы является источником движения к усложнению психического облика личности. Да, конечно же, развитие невозможно без активной деятельности по удовлетворению имеющихся потребностей.

Однако деятельность деятельности тоже рознь. Одна приводит к заметным изменениям в личностном облике человека, делает его более жизнеспособным, терпимым и мудрым, возбуждая имеющиеся потенции, другая сковывает возможности личности, формирует однобокое, мало выразительное существо. Чем же характеризуется содержание продуктивной деятельности? Для ответа обратимся к эксперименту. Хотя речь в нем пойдет не о человеке, все же учеными-биологами достаточно убедительно было показано, какая именно активность является для организма наиболее продуктивной, обогощает его психику, делает в целом устойчивее к жизненным невзгодам.

Суть эксперимента в следующем. Новорожденные крысята случайным образом были разбиты на три группы. Одна - контрольная, в которой крысята жили в обыкновенных лабораторных условиях. Дру-гая - в ней крысята сразу же были помещены в условия, при которых проявляемая ими активность не приносила желаемых результатов. Например, голодные животные стремились достичь кусочка сыра, чтобы удовлетворить голод. Но они не могли этого сделать. Возникающие на их пути препятствия были непреодолимыми. Крысята, по определению ученых, получали в детстве "опыт беспомощности".

Условия жизни животных из третьей группы были также очень суровыми. Чтобы удовлетворить потребность в пище, они должны были разобраться в сложном лабиринте. За все неверные попытки крысята наказывались довольно болезненным ударом электрического тока. Однако в результате животные все же добирались до желаемого кусочка сыра. Эта группа, как считали ученые, получала в детстве опыт "преодоления трудностей".

Когда животные достигали взрослого состояния всем им вводили вирус рака. В контрольной группе, как и возможно предположить по теории вероятности, погибла примерно половина крысят; во второй - почти все крысы; в третьей - большая часть животных справилась с этой страшной болезнью.

Эксперимент наглядно показывает, что наиболее продуктивной для организма является деятельность, которая направлена на преодоление трудностей. Причем опыт этот формирующееся существо должно получить уже в раннем возрасте. В связи с этим не случайным кажется существование теории о рождении таланта и даже гения в суровых условиях воспитания и жизни. Подтверждения тому судьбы Моцарта, Паганини, Куинджи, Чехова, Горького.Итак, если мы хотим сделаться интересной личностью, нам следует постоянно стремиться к обогащению и развитию своей потребностно-мотивационной сферы, а также к насыщению препятствиями и всевозможными трудностями нашей активности. Конечно же, препятствия и трудности не должны быть искусственными. Жизнь достаточно сложна, и уже сама по себе активная позиция человека в ней создает индивиду все необходимые условия для развития. При этом надо только помнить, что свою деятельность не следует ограничивать какой-либо одной областью (допустим, изучением математики или активным времяпрепровождением с друзьями), ибо в этом случае ваше развитие пойдет очень однобоко.

Личность и ее самосознание. Мы не раз уже отмечали, что человек личностью не рождается, он ею становится в процессе жизни в социуме. Наиболее важную роль в развитии ребенка, конечно же, играют люди, составляющие его ближайшее окружение и являющиеся объективно и субъективно очень значимыми для него. Это - родители, другие родственники, друзья, учителя. В тот период, когда сознание ребенка еще совершенно не развито, он тем не менее уже перенимает ценности, установки, убеждения близких ему людей. Ребенок копирует взрослых, обыгрывая увиденные жизненные ситуации. Так, совершенно не критично в его душе формируется мотивационно-потребностная система, как калька, "снятая" с мотивационно-потребностной системы взрослых. Влияние другого при этом будет тем сильнее для ребенка, чем значимее он для растущего человека. Правда, даже в этом нежном возрасте процесс копирования поведения взрослых, а с ним и потребностей, мотивов, убеждений и т.п. не так прост и однозначен, как может показаться на первый взгляд.

Но вот ребенок начинает взрослеть, развивается его сознание, маленький человек все чаще задумывается над тем, почему в отношении одного он может проявить завидное упорство и настойчивость, другое же вызывает в нем полное равнодушие, третье - скуку или отвращение. Ребенок ищет ответы, пытаясь объяснить себе то, что он чувствует, к чему стремится, что создает своими действиями и поведением. Так пробуждается самосознание человека.

Развиваясь, самосознание становится основным фактором, стимулирующим дальнейшее совершенствование личностных качеств субъекта. С другой стороны, только при этом условии начинает в полной мере проявляться индивидуальность человека.

В последнее время в работах отечественных и зарубежных ученых все настойчивее звучит и мысль о том, что только при условии активной, целенаправленной работы самосознания возможна актуализация глубоко скрытых и во всех других случаях практически не реализуемых потенций человека. Что же это за психическое образование, имеющее такое огромное значение для развития личности?

Термин "самосознание" достаточно прозрачен. Самосознание - это осознание человеком самого себя, своей самости. Относительно содержательной структуры этого явления в ученом мире нет полного единства. Все же большинство исследователей говорят о том, что личность с развитым самосознанием способна создавать "Я - образ", понимает, и нередко может объяснить нюансы отношения к себе, она уверена в возможности самостоятельного переустройства собственной жизни и своего «Я».

В структуре самосознания условно выделяют три стороны: когнитивную (познающую), эмоционально-оценочную и поведенческую. Становление когнитивной стороны самосознания предполагает развитие у человека навыков анализа собственного поведения и его скрытых мотивов, возможностей личностного роста, особенностей темперамента, характера, способностей. Изучение себя предполагает также проведение сравнения прошлых представлений о себе с нынешними и возможными в будущем. Кроме этого, субъект должен также понимать, как другие к нему относятся, как сам он это отношение предопределяет.

Познание "Я" человеком начинается очень рано. Уже младенец изучает свою внешность, учится отличать ее от внешности других людей. Позже ребенок начинает замечать особенности своего поведения, действий, а уж потом делать попытки проникнуть в глубины своего характера, в глубины своего внутреннего мира.

Однако, чтобы процесс этот "пошел", человеку необходимо чаще вступать в активное общение с людьми. Только глядя на других, сравнивая их друг с другом, объясняя себе устройство их душ, находя между ними общее и разное, человек начинает думать о себе самом как о человеке. Он видит себя в чем-то похожим на других, чем-то отличающимся от них.

Параллельно с развитием представлений о себе идет и формирование отношения к себе. Поначалу это проявляется в самочувствии ребенка. Так, уже годовалый малыш, глядя на себя в зеркало, достаточно выразительно - положительно или отрицательно - реагирует на свое отражение. С изменением сознания ребенка переживания собственного "Я" становятся осмысленными. Маленький человек начинает объяснять, какой он, хороший или плохой, добрый или злой, честный или лживый. Причем оценка себя субъектом, особенно на раннем этапе ее развития очень сильно зависит от оценок окружающих людей и отношения их к малышу. Тепло, забота, любовь близких способствует проявлению у ребенка положительного отношения к себе. Если же в свой адрес малыш слышит одни лишь замечания, если ему каждую минуту напоминают о его неумениях и несовершенствах, то тогда человек может вырасти с убеждением в собственной неполноценности.

Взрослому человеку тоже не безразлично, как оценивают и как относятся к нему другие люди. И хотя сознание взрослого развито уже настолько, что он в состоянии понять степень объективности даваемых ему оценок и увидеть их скрытую мотивировку, все же отношение окружающих очень сильно влияет на его самочувствие, на переживания по поводу собственного "Я". Поэтому мудрость человеческих отношений будет заключаться в том, чтобы быть доброжелательнее к другим людям, учиться видеть в них преимущественно положительные стороны и чаще об этом положительном говорить.

Третья сторона самосознания - поведенческая. Идеи самоуправления и самовоспитания в последнюю очередь становятся достоянием человеческого сознания. Ведь прежде чем начать управлять собой, что-то в себе культивировать, что-то изживать, индивид должен научиться правильно понимать себя и окружающий его мир. Кроме того, надо иметь еще и достаточно веры в себя, свои силы, чтобы быть в состоянии осуществить все намеченное. Поэтому третья сторона самосознания начинает развиваться только тогда, когда человек становится достаточно взрослым, то есть в подростковом возрасте. Психологи считают, что у одаренных детей развитие самосознания начинается значительно раньше. Это является, кстати говоря, одним из признаков одаренности.

Таким образом, самосознание человека имеет достаточно сложную структуру и в разные периоды формирования личности представлено разным содержанием. Может показаться, что развитие этого психологического образования идет спонтанно, как бы само по себе, однако это не так. Исследования показывают, что даже к моменту окончания школы только 3О % старшеклассников имеют достаточно выраженную структуру самосознания, у остальных же существенных изменений в этом личностном образовании обнаружить не удалось. А ведь эксперименты проводились с детьми развитыми интеллектуально выше среднего уровня. Значит, для формирования этой составляющей личности нужны какие-то особые условия. Какие же?

Во-первых, индивид должен быть включен в активное изучение внутреннего мира другого. Только постигая тайны чужой души, научаясь за поступком видеть черту характера, за высказанной мыслью - мотивы ее появления, за мимикой лица - скрытую сложность переживаний, только тогда человек может рассчитывать на возможность изменений собственного самосознания.

Во-вторых, для актуализации "образа Я", субъект постоянно должен изучать и свой собственный внутренний мир. Регулярно наблюдая за самим собой, объясняя свои поступки, действия, мысли, переживания, сравнивая их друг с другом, человек может сложить достаточно объективное представление о себе.

В-третьих, индивиду надо научиться видеть свое "Я" во временной протяженности: в прошлом, настоящем и будущем. Это тоже не так просто, как может показаться на первый взгляд. Личности потребуется информация о собственном детстве. Кроме того, ей предстоит решить сложную проблему поиска смысла собственной жизни. В какой-то мере сделать это молодому человеку может помочь выбор идеала для подражания. Так как сам процесс обдумывания предпочитаемых и отвергаемых качеств при составлении идеала является чрезвычайно важным.

В-четвертых, необходимо развить навыки быстрого и точного определения отношений других к "Я". Слова, интонации голоса, взгляд, мимика лица, поза, движения и многое другое говорят нам об этом. Субъекту надо научиться не только понимать эту "речь", но и уметь объяснять себе, почему у окружающих возникло то или иное мнение.В-пятых, для того, чтобы хорошо справиться со всеми перечисленными задачами, человеку потребуются знания по психологии личности. Обогащаясь этими знаниями, он быстрее и лучше будет справляться с проблемой создания максимально приближенной к реальности "концепции Я".

Из всего сказанного ясно, что самосознание формируется только при активной внутренней деятельности субъекта. А как мы уже отмечали, человек, имеющий хорошо развитую самость, способен самостоятельно управлять дальнейшими изменениями собственной личности, ее формированием. Примерно к юношескому возрасту складывается так называемый локус-контроля личности. Многие психологи считают это образование чрезвычайно важной личностной характеристикой.

Локус-контроля иногда понимают, как "локализацию причин, исходя их которых человек объясняет свое собственное поведение и поведение других людей".1 Существует два крайних способа локализации контроля: экс-тернальный и интернальный.

При экстернальном, внешнем способе контроля, поведение индивида очень сильно зависит от окружающих условий и складывающихся обстоятельств. Самосознание экстернальщика развито, как правило, однобоко, его представления о собственных возможностях не отвечают реальности. Вообще люди такого типа плохо знают себя. Они предпочитают не строить далеко идущих планов, живут одним днем - как получится!

По данным западных психологов, людям с экстремальным локус-контроля свойственны неуверенность в своих силах, тревожность, стремление постоянно откладывать осуществление своих намерений. Они большей частью подозрительны или агрессивны, авторитарны или лживы, для них довольно типична депрессивность и конформизм, циничность и беспринципность. Этим людям не свойственно стремление к самоанализу, они не умеют управлять своими эмоциями, не видят возможностей различного решения сложных жизненных ситуаций. Считается, что экстернальный локус-контроля мешает человеку полноценно реализовывать свои возможности.

Интернальный локус-контроля иногда называют внутренним. Люди, обладающие им, обычно эмоционально стабильны, сердечны, общительны, имеют хорошо развитую волю. Это цельные натуры, устремленные в будущее, они последовательные и упорные в своих действиях. Им свойственны независимость, самостоятельность и убежденность в том, что из самой сложной ситуации всегда можно найти выход, если ее хорошенько обдумать, взвесить все "за" и "против", согласовать имеющиеся обстоятельства с возможностями своей личности. Интерналы постоянно изучают себя, дабы лучше научиться управлять данностями собственной психики.

Таким образом, связанная с поведенческой стороной самосознания локализация контроля играет основную роль в поиске личностью смысла собственной жизни. Учитывая это, становится ясным повышенный интерес к проблемам самосознания в современной психологии. Исследуя свою самость, законы ее развития, овладевая скрытыми потенциями своего "Я", человек научается быть властелином своей судьбы.

Но чтобы осуществить последнее, человек должен помнить еще одно. Если у личности в процессе ее взросления формируется стойкое негативное отношение к себе или, напротив, выраженный эгоцентризм, неоправданное самовосхваление, то она и в том, и в другом случае становится чрезвычайно уязвима даже в самой обыденной жизненной ситуации.

Имея комплекс неполноценности, индивид постоянно ожидает нападок на свое "беспомощное "Я". Ему кажется, что он неловок, неумел, беззащитен. Его состояние можно, пожалуй, сравнить с оголенностью нерва, когда всякое слабое прикосновение способно вызвать содрогание всего тела.

Человек же с доминирующей установкой на самого себя, и слабо развитой способностью к самокритике, оказывается уязвим несколько иным образом. Чувствуя, что его реальные успехи не соответствуют его притязаниям, то есть тому, к чему он считает себя очень способным, но не имея мужества признать этот факт, человек ожесточается и начинает считать, что окружающий мир просто слишком дурен, что его, как всякого талантливого человека, окружающие просто не понимают, что ему завидуют и поэтому создают на его пути всевозможные препятствия.

Для нас важно, что и в первом, и во втором случаях, индивид сознательно или бессознательно стремится к защите своего "Я". При этом он совсем не пытается понять своей действительной проблемы. Если же все-таки понимает ее, то совершенно не представляет, что с этой проблемой можно сделать, поэтому продолжает лишь культивировать в себе какой-либо способ защиты.

Проводя параллель между животным миром и человеком, Ю.М.Орлов утверждает, что в природе существует два основных вида защиты - бегство и нападение. "Человек, обладающий сознанием, - пишет ученый, - тоже формирует способы самозащиты, которые принято называть "психологической защитой", так как агрессия и бегство у человека могут существовать не только в реальном, но и в умственном поведении, в работе восприятия, воображения, мышления. Внутренние действия с образами и символами, которые в какой-то степени тоже есть объективные предметы, позволяют отражать, обобщать то, что мы можем и не видеть в данный момент, например, опасность, подстерегающую нас в будущем".1

Сущность избегания как способа защиты заключается в том, что субъект путем ухода от реальных или даже воображаемых обидчиков, от реальных или воображаемых угроз - оберегает свое "Я" от неприятных переживаний. Защищаясь же при помощи агрессии, человек, напротив, нападает и пытается доказать, что он лучше других, безосновательно преувеличивает недостатки окружающих или попросту приписывает им их.

Если данные формы защиты слишком часто используются человеком, то это способно привести к искривлению нормального развития личности. При защите субъект не пытается анализировать сложившейся ситуации, себя в ней, а если и делает это, то только затем, чтобы лучше укрыться или изощреннее ударить своего оппонента. Кроме этого, в сознании личности как бы происходит замещение потребностей, а именно: одна из важнейших потребностей в самоактуализации подменяется узкоориентированной потребностью в защите. А это, как мы понимаем, тормозит целостное развитие личности. Избежать указанного можно, лишь постоянно работая над собой.

Так, заметив у себя слишком частое «включение» механизма защиты, субъект обязательно должен разобраться в существе рассогласованности между собственными представлениями о "Я", делегируемыми ему возможностями, и теми реальными чертами характера, которые он проявляет в конкретном поведении и деятельности. Если личность это сделает, ей будет легче поменять отношение к себе, окружающей действительности, а значит, и изменить свое поведение.

Таким образом, развитие самосознания может помочь человеку преодолеть барьеры собственного развития и сделать себя счастливым.

Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека - потребностью в самоутверждении, которая выражается в том, что субъект пытается стать значимым для окружающих, самого себя, найти свое место в жизни. Самооценка обычно выражается в оценке отдельных форм собственной активности, а именно: общения, поведения, деятельности, переживаний.

Самооценка бывает адекватной и неадекватной.

При адекватной самооценке человек правильно соотносит свои реальные успехи с имеющимися возможностями, критичен к себе, старается реально оценивать свои удачи и неудачи, цели его достижимы, хотя и требуют от него достаточных усилий. Оценивая свой успех, он старается смотреть на него не только со своей позиции, но и глазами окружающих людей. Т.е. при адекватной самооценке уровень притязаний личности (то, на что она претендует, оказывается примерно равным уровню ее реальных достижений). Для реализации возможностей личности такая самооценка наиболее благоприятна. В таблице адекватная самооценка выражается баллами по "высокому уровню" и "выше среднего" (человек заслужено ценит, уважает себя, доволен собой), а также баллами по "среднему уровню" (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны, стремиться к саморазвитию).

Неадекватная самооценка в свою очередь подразделяется на заниженную и завышенную. Заниженная самооценка обычно характеризуется тщательно скрываемым самой личностью недоверием к собственным возможностям и способностям. Таким людям характерны длительные колебания, нерешительность при начале какого-либо дела, они предпочитают не ставить трудно достижимых целей, не решать слишком сложных задач, или, напротив, скрывают свою слабость за задачами повышенной сложности. Они часто неуверенны и быстро пасуют перед возникающими трудностями.

При неадекватно завышенной самооценке человек имеет весьма идеализированное представление о самом себе. Его же реальные возможности не позволяют достигать желаемого, что, однако, упорно игнорируется самой личностью. При очередном неуспехе субъект начинает усиленно оправдывать себя, обвиняя в случившемся обстоятельства, других людей и т.д. Критику в свой адрес такие люди, как правило, не приемлют.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: