Интерактивная сторона общения

Человеческое общение не является строго организованной системой формой передачи информации и не ограничивается формированием эмоционального отношения партнеров друг к другу. Оно действенно и динамично. Люди, постоянно находящиеся в процессе общения, активно взаимодействуют друг с другом. Причем это взаимодействие, с одной стороны, организовано и типизировано, с другой - окрашено неповторимым колоритом участвующих в общении индивидуальностей. В этом смысле каждого из нас можно назвать режиссером собственного общения, создающим свою уникальную пьесу. Помните, как у У.Шекспира: "Весь мир театр, а люди в нем актеры…"

Анализируя особенности взаимодействия людей в процессе общения, психолог Э.Берн, основатель трансактного анализа, пришел к выводу, что все возникающие в жизни ситуации вводят человека в одно из трех состояний Я. (Состояние Я всегда глубоко переживается субъектом, но совсем не всегда им осознается). Исследователь назвал эти состояния так: состояние Я-Родителя, состояние Я-Взрослого, состояние Я-Ребенка. Действительно, даже наше обыденное сознание подсказывает нам, что в течение всей своей жизни человек - и Родитель, и Ребенок, и Взрослый. Однако психологический смысл, который вносил Берн, выделяя данные состояния, отличается от нашего житейского понимания. Состояния не связаны с хронологией возрастных изменений и внешним видом человека (взрослый или ребенок), они представляют собой особую форму переживания индивидуумом наличной ситуации и соответствующее этим переживаниям поведение в ней. Т.е. именно состоянием определяются особенности взаимодействия человека с партнерами по общению.

Использование состояний убеждает, что у каждого человека они приобретают свою неповторимую периодичность и специфику. В итоге складывается некая целостная продуктивная или непродуктивная структура смены ситуаций и состояний.

Продуктивная структура характеризуется тем, что контакты индивида строятся с учетом взаимных ожиданий, они открыты и способствуют формированию нормальных человеческих отношений. Причем продуктивность или непродуктивность использования состояний зависит от того, какое состояние "в ответ" на твое принимает партнер по общению.

Рассмотрим это на примере. Обидели человека. В этой ситуации он вполне может принять состояние Я-Ребенка, оскорбленного и рассерженного. Он нелестно и даже несправедливо начнет отзываться о своем обидчике, ожидая от него, однако, понимания своего состояния и сострадания к себе. Если в этом случае партнер использует состояние мудрого, понимающего и помогающего Родителя, то общение в целом будет продуктивным, так как состояния как бы дополнят друг друга, составив единое целое. Продуктивной окажется связь, если партнер примет состояние анализирующего ситуацию Взрослого, способного предложить Ребенку достойный выход из ситуации, а также, если партнер примет состояние Ребенка, доброжелательного, веселого, несколько дурашливого и легкомысленного.

Однако, если партнер в ответ на демонстрацию обиды товарищем по общению примет состояние Родителя, распекающего Ребенка за грубость и несправедливость, или холодного и равнодушного
ко всему происходящему Взрослого, или злорадствующего Ребенка, связь окажется непродуктивной и приведет к конфликту.

Как видим, эффективность интерактивного взаимодействия зависит не столько от вида выбираемых состояний, сколько от особенностей и нюансов исполнения взятой на себя роли. Поэтому, строя взаимоотношения с другими, важно хорошо понимать, какое именно из трех имеющихся состояний Я принято вами в данной ситуации, какое - его партнером по общению, как конкретно выражаются эти состояния, соответствует ли исполнение роли ожиданиям партнеров.

Социальное ожидание - ещё один важный элемент взаимодействия. Социальные ожидания формируются у человека в процессе общения с другими людьми. Наблюдая за тем, как разные люди в разных ситуациях выполняют те или иные роли, человек обнаруживает некоторые закономерности, общности, похожести этого исполнения и в дальнейшем, попадая в подобные ситуации, уже о ж и дает от партнеров определенного поведения. Социальные ожидания зависят и от степени культурного развития человека, его мировоззрения, убеждений и развитости личностной рефлексии. Кроме того, на социальное ожидание влияет установка на окружающих людей, так как она как бы предопределяет общий эмоциональный фон, окрашивающий конкретные ожидания (доброжелательный, недоверчивый, агрессивный и т.д.)

Таким образом, чем больше знает о жизни людей человек, чем точнее представляет себе мир, в котором живет, чем лучше понимает конкретного субъекта, тем больше вероятности, что его собственные социальные ожидания будут больше соответствовать тем состояниям Я, которые выберет партнер.

Эрик Берн, анализируя установку, подчеркивал, что особенно важна не сама по себе установка на окружающих людей, а в сочетании с установкой на собственную личность. Среди этих сочетаний можно выделить четыре значимые позиции:

1. Когда субъект положительно настроен на себя и на другого человека
(Я - хороший, ты – хороший).

2. Когда субъект положительно настроен на себя и отрицательно на другого человека (Я - хороший, ты не хороший).

3. Когда субъект отрицательно настроен на себя и положительно на другого человека (Я - не хороший, ты – хороший).

4. Когда субъект отрицательно настроен и на себя, и на другого человека (Я - не хороший, ты - не хороший).

Из всех перечисленных позиций наиболее опасной, по мнению представителей трансактного анализа, является последняя, так как если человек не доверяет себе и другому человеку, то и его личностная рефлексия будет явно неадекватной, искаженным будет представление и о самом себе, и о другом. К тому же, эти представления будут окрашены отрицательными эмоциями, что непременно приведет к агрессии или к каким-либо другим формам непродуктивных взаимодействий. В итоге, процесс общения будет разрушенным.

К пониманию ожиданий другого человека, к установлению контактов с другими людьми чаще всего приводит первая из перечисленных позиций. У человека, доверяющего себе и окружающим, гораздо больше возможностей правильно проанализировать свое наличное состояние и состояние другого, чтобы как можно удачнее построить сценарий общения.

Таким образом, организация взаимодействия также подчиняется своим особым законам, знание которых несомненно может помочь субъекту улучшить свое общение с окружающими.

В заключение хотелось бы отметить, что в отличие от Э.Берна отечественные психологи выделяют не только три состояния-роли "Родителя", "Взрослого" и "Ребенка", а говорят о множестве социальных ролей, коими должен овладеть человек, чтобы удачнее строить взаимодействие. Роли зависят от конкретных ситуаций общения и описываются определенными общепринятыми нормами поведения. Например, роль покупателя, роль пассажира, роль учащегося и т.д. Психологи считают, чем большим количеством ролей овладеет индивид, чем более гибок его "ролевой веер" (гибкость определяется быстротой и естественностью перехода к соответствующей ситуации общения роли), тем удачнее будет в целом процесс общения. Если же взаимодействие с другими человек строит, используя крайне ограниченный набор ролей, к тому же нередко однотипных и переход с одной роли на другую затруднен, то у такого субъекта весь процесс общения нарушается. Такой человек вызывает лишь раздражение, он слишком однообразен в своем поведении. Например, "застревание" в роли довольно характерно для учителей. К сожалению, учительница и дома бывает не "жена" и "мать", а "учительница".

Подытоживая все, о чем мы говорили, перечислим еще раз факторы, определяющие особенности взаимодействия. Во-первых, это роли, которыми овладел субъект, во-вторых, это качество исполнения этих ролей, в-третьих, чувствительность субъекта к социальным ожиданиям партнера по общению, наконец, умение быстро отреагировать на ожидания партнера, соответствующим образом изменив сценарий взаимодействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: