double arrow

Тема 7. Понятие деятельности.

ПРОБЛЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ.

План

1. Понятие деятельности.

2.

3.

Понятие деятельности. В первых главах пособия мы не раз говорили о том, что вся внутренняя психическая жизнь человека имеет две видимые наблюдателю стороны - деятельность и общение. Остановимся подробнее на содержании первой из них.

Деятельность характеризует специфику взаимодействия человека с миром природы и вещей. Ученые считают, что деятельность не свойственна организмам, обладающим примитивными формами психического отражения, а развивается по мере становления сознания лишь у человека. Говоря точнее, сознание и деятельность так тесно связаны, что одно без другого просто не может существовать.

Деятельность - одна из форм активности индивида, она имеет в качестве своего результата определенный продукт. Продукт деятельности воплощается либо материально (вещи, предметы), либо в виде различных духовных ценностей (педагогическая деятельность, деятельность врача психотерапевта и т.п.). В самой деятельности при этом всегда можно выделить физическое начало, внешнее, достаточно легко наблюдаемое (пошив платья, сборка какого-либо механизма и т.п.) и психическое, внутреннее, связанное непосредственно с формированием сознания.

Известный советский ученый, изучавший деятельность и сознание, А.Н.Леонтьев по этому поводу писал: "Первоначальное сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий мир, деятельность же по-прежнему остается практической, внешней. На более позднем этапе предметом сознания становится также и деятельность: осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Теперь они коммуницируются, означаясь с помощью жестов

или звуковой речи. Это и является предпосылкой порождения внутренних действий и операций, протекающих в уме, в "плане сознания". Сознание-образ становится также сознанием деятельностью... Именно в этой своей полноте сознание и начинает казаться эмансипированным от внешней, чувственно практической деятельности и более того управляющим ею".1

Как явствует из цитаты, внешняя физическая деятельность человека имеет самое прямое отношение к формированию внутренней стороны деятельности, или к формированию сознания индивида. Только практически осваивая предмет, манипулируя им, человек как бы создает условия для формирования различных психических образований, в первую очередь, конечно же, целостного образа предмета. Так, по мере усложнения практической деятельности индивида происходит и усложнение его внутреннего мира, действия начинают осмысливаться, преобразовываться в мыслительные операции.

Еще на одно важное обстоятельство указывал А.Н.Леонтьев: развивающийся внутренний план действий обретает как бы свою собственную жизнь, наши мысли и образы оказываются способны к действию в какой-то мере свободному от деятельности внешней, физической. Так, воображаемый объект мы можем мысленно переделывать каким угодно образом, помещать в какие угодно отношения с другими предметами окружающего мира и представлять, что из этого получится. Благодаря этой внутренней деятельности сознание способно порождать нечто совершенно новое, аналогов чему еще не знала реальная действительность. Возникший в плане сознания объект или ситуация могут только через внешнюю физическую деятельность индивида получить и свое реальное материальное воплощение.

Все сказанное позволяет понять, какое огромное значение для человека имеет деятельность. С одной стороны, она позволяет образовывать личность индивида, развивать его сознание, с другой изменять окружающую действительность, делая ее более удобной для человека. Таким образом, чем богаче, разнообразнее, сложнее деятельность человека, тем больше у него шансов обогатить себя и сделать свою жизнь лучше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: