Для развития навыков интеракции советуем выполнять следующие упражнения.
Выберите место, где Вам не могли бы помешать. Выделите для работы над упражнениями время, достаточное для того, чтобы представить каждую воображаемую ситуацию в деталях, рассмотрите следующие вопросы.
1. Изучение состояний Вашего Я.
Ваш Родитель, какой он чаще всего?
* Вспомните, как ведут себя Ваши родители в различных, часто повторяющихся ситуациях общения. А как себя ведете вы в подобных ситуациях? Что повторяете, что внесли своего?
* Вспомните какое-либо родительское утверждение, которое до сих пор звучит у Вас внутри. Вы ловите себя на том, что сами говорите и делаете то же, хотя испытывает смущение и пытаетесь бороться с собой?
Ваш Взрослый, какой он?
* Вспомните какую-либо недавнюю ситуацию, когда Вы были враждебно настроены, агрессивны (или рассержены, подавлены и т.п.), но тем не менее Вы действовали разумно и правильно: собрали все необходимые факты, проанализировали их и выбрали наиболее удачный вариант поведения и взаимодействия с партнерами по общению. В результате и Вы, и они остались довольны.
|
|
Ваш Ребенок, какой он?
* Вспомните, как в детстве вы могли "заставить" родителей исполнить Ваше желание, удовлетворить вашу просьбу.
* Какие ситуации общения с родителями доставляли вам в детстве особую радость? Какие из них Вы пытаетесь повторять сейчас, вступая во взаимодействие с самыми разными людьми?
1. Состояние Вашего Я и Ваши чувства.
Представьте себе: вы один дома в грозовую ночь. Заснули, но неожиданно раздается звонок в дверь. По бою часов узнаете, что сейчас три часа ночи.
* Какие чувства и мысли возникли у Вас? Что вы станете делать? * Что бы Вы почувствовали в детстве? Чувствуете ли вы то же и теперь?
* Как поступил бы каждый из Ваших родителей? Будут ли Ваши действия сходны с действиями одного из Ваших родителей?
* Как Вы считаете, что "лучше всего" сделать? Представьте, что вы, как обычно, пришли в школу, ваш рассерженный чем-то директор начинает распекать Вас за то, что Вы чего-то не сделали.
* Какие чувства и мысли возникли у Вас? Что Вы станете делать? * Какие чувства возникли бы у Вас, когда вы были учеником младших классов? Чувствуете ли Вы то же теперь?
* Как бы поступил каждый из Ваших родителей? Будут ли Ваши действия схожими с действиями кого-либо из них?
* Как, Вам кажется, следовало бы "лучше всего" поступить в данной ситуации?
1. Ваша позиция в общении.
Представьте себя лицом к лицу с человеком, являющимся для Вас авторитетом, который смотрит Вам прямо в глаза и спрашивает: "Вы чувствуете себя уверенно, хорошо или неуверенно, нехорошо?"
|
|
* Какие бы у Вас возникли чувства и мысли? Что бы Вы ответили? * Можете ли вы вспомнить, когда вы решили, что вы именно так относитесь к себе?
1. Развитие рефлексивных способностей.
Приучите себя к небольшому диалогу с собой. Вечером, в спокойной обстановке, когда Вам никто не мешает, задайте себе несколько вопросов и постарайтесь честно, ничего не приукрашивая, ответить на них. Этот диалог заканчивайте всегда небольшим обращением к себе, которое приводится в конце упражнения.
* Вопросы к себе.
-Каким было сегодня Ваше общение с людьми? (Доброжелательным, открытым, раздражительным, агрессивным, натянутым, сдержанным и т.д.)
- Получали ли Вы сегодня удовольствие от общения с людьми?
- Получали ли люди удовольствие от общения с Вами?
- Какие новые знания, умения, навыки получили Вы от окружающих в процессе сегодняшнего общения?
- Хотелось бы Вам что-либо изменить в своем общении с окружающими? Делаете ли Вы что-нибудь для этого? Что именно?
* Обращение к себе.
Мне нравится общаться с людьми, они многому могут меня научить, надо только внимательнее смотреть вокруг и терпеливее слушать. Мне приятно учиться у других людей. Но и сам(а) я тоже даю людям
разные знания. Мне доставляет удовольствие показывать им то, что я умею. Окружающие ценят этот наш взаимный обмен.
А еще мы делимся друг с другом чувствами, чувства бывают разные, но так мы учимся полнее переживать всевозможные ситуации.
Пусть же мое общение всегда будет привлекательным и полезным для меня.