Коммерческая служба на макро, мезо и микро уровнях и их функции

Коммерческие службы в зависимости от целей и задач име­ют различную структуру и функции. В условиях рыночных от­ношений происходит уход от унифицированных организаци­онных структур, так как возникает необходимость их формиро­вания с учетом адаптации под конкретные цели и задачи.

Можно выделить разные уровни организации коммерче­ской деятельности и управления ею:

• макроуровень (народнохозяйственный);

• мезоуровень (отраслевой);

• микроуровень (уровень субъекта хозяйствования).

На макроуровне ставится задача скоординировать действия всех участников коммерческой деятельности, сформировать механизм сбалансирования их интересов и правовое поле для эффективной работы. Она возложена на Совет Министров Рес­публики Беларусь.

На мезоуровне задачи по управлению торговлей возложены на Министерство торговли Республики Беларусь, которое подчинено Совету Министров Республики Беларусь. Решения, принимаемые Министерством торговли, являются обязатель­ными к исполнению торговыми организациями на всех уров­нях, для субъектов хозяйствования разных систем, организаци­онно-правовых форм и форм собственности.

Основными функциями с учетом современных рыночных стан­дартов являются:

• проведение государственной политики в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания;

• создание конкурентной среды, преодоление монополизма в сфере товарного обращения, обеспечение равноправия всех форм собственности в торговле;

• координация деятельности всех государственных органов управления отраслью, местных исполнительных, распоряди­тельных органов и общественных организаций, ликвидация ре­гиональных и ведомственных барьеров при передвижении то­варов, обеспечение необходимых товарных потоков для удов­летворения потребностей внутреннего рынка;

• мониторинг конъюнктуры внутреннего потребительского рынка, обеспечение доступа к полученной информации юри­дических лиц и предпринимателей к информации, необходи­мой для обоснования принимаемых решений;

• создание условий для роста спроса на отечественную про­дукцию;

• обеспечение условий для использования современных тех­нологий в торговой отрасли;

• координация работы по развитию и эффективному ис­пользованию инновационных технологий и средств, выделяе­мых для их развития, определение современных требований к развитию форматов торговых объектов, организации процес­сов продажи товаров и услуг, управлению товарными запасами, обеспечивающими ускорение товарооборачиваемости, сокра­щение издержек обращения;

• проведение работы по созданию и развитию информаци­онных систем;

В системе потребительской кооперации, которая подчиня­ется по общим вопросам вышеперечисленным структурам, роль отраслевого уровня выполняет Белкоопсоюз. Коммерче­ской работой в Белкоопсоюзе занимается Управление торгов­ли Белкоопсоюза, включающее отделы, сформированные по функциональному и товарному признакам. Кроме этого, коммерческую деятельность обеспечивают отдел маркетинга и Белкоопвнешторг в рамках своих задач.

Основными функциями коммерческой службы Белкоопсоюза являются:

• управление коммерческой деятельностью всех субъектов хозяйствования своей системы и создание эффективного взаи­моотношения с другими субъектами рынка;

• защита интересов кооперативной торговли в вышестоя­щих органах;

• разработка стратегии развития торговой отрасли потреби­тельской кооперации;

• управление закупочной работой субъектов хозяйствова­ния;

• распространение передового опыта, новых технологий в торговой отрасли, в том числе информационных;

• взаимодействие с промышленностью с целью защиты собственных интересов;

В дополнение к названным функциям, которые коммерче­ская служба облпотребсоюза реализует в зоне своей деятель­ности, ей приходится:

• обосновывать потребность в товарах зоны своей деятель­ности;

• организовывать работу по формированию товарных ре­сурсов;

• управлять товарными ресурсами, оптимально распределяя их по регионам области, используя эффективные пути и кана­лы распределения;

• работать в контакте с промышленностью, в том числе местной и собственными источниками товарного обеспечения;

• разрабатывать и реализовывать коммерческую стратегию торговой отрасли на основе современных эффективных техно­логий;

• обеспечивать высокий уровень торгового обслуживания и защиту прав потребителя.

В торговой отрасли низшим звеном, занимающимся ком­мерческой работой на микроуровне, являются субъекты хозяйс­твования, торговые объекты разного формата с различными объемами продаж и функциями. Они очень разнообразны, по­этому не представляется возможным унифицировать структуру этих служб. Однако объединяет их выполнение оперативных коммерческих функций, многие из которых являются сложны­ми, затратными и постоянно критически оцениваются покупа­телями.

Основные функции коммерческого аппарата торговой орга­низации распределяются в качестве должностных обязанно­стей специалистов коммерческого аппарата. К ним относятся:

• изучение конъюнктуры рынка, спроса населения в зоне своей деятельности;

• обоснование потребности в товарах для своих торговых объектов;

• управление товарными ресурсами;

• осуществление договорной работы;

• внедрение передовых технологий на торговых объектах, их техническое и материальное обеспечение;

• доведение торговых объектов до стандартных требований, обеспечивающих высокий уровень торгового обслуживания, необходимые условия труда и сохранность товароматериальных ценностей;

В розничном торговом объекте коммерческой деятель­ностью занимаются все сотрудники. От понимания каждого из них своей роли во многом зависит позитивный вклад конкрет­ного магазина в общую эффективность коммерческой деятель­ности торговой организации в целом. Но все-таки можно выде­лить тех, на ком лежит ответственность за организацию ком­мерческой работы магазина.

К важнейшим коммерческим функциям работников торгово­го объекта (магазина) следует отнести:

• изучение спроса населения своей зоны деятельности;

• изучение торговых объектов конкурентов, их достоинств, недостатков;

• обоснование партий и частоты завоза;

• формирование конкурентоспособного, рентабельного ас­сортимента;

• продвижение товаров отечественного производителя, фор­мирование положительного имиджа этих товаров;

• коммерческая работа по продаже товаров и оказанию услуг;

• рекламно-информационная работа, работа по формирова­нию спроса и стимулированию продаж;

Функции коммерческой службы оптовых торговых организа­ций условно можно разделить на три группы:

1) функции, обеспечивающие закупочную работу:

• изучение поставщиков, отбор наиболее привлекательных:

• выбор формы оптовых закупок (на ярмарке, бирже, торгах и др.) и участие в их проведении;

• преддоговорная работа:

• работа по заключению договоров;

• организация поставок, выполнение договоров, контроль за этим процессом;

• формирование ассортиментной модели оптовой базы;

• претензионная работа совместно с юридической службой,

2)функции, обеспечивающие оптовую продажу:

рекламно-информационная работа с покупателями;

• договорная работа с покупателями;

• управление поставками товаров в розничную сеть, беспе­ребойное обеспечение магазинов зоны своей деятельности в нужном объеме и в согласованные сроки;

• рационализация схем завоза и системы завоза в целом;

• оказание услуг оптовым покупателям;

3) организационно-рыночные функции:

• изучение рынка, анализ его конъюнктуры;

• расширение зоны обслуживания, поиск новых поставщи­ков и покупателей;

• воздействие на производство по вопросам выпуска пользу­ющихся спросом конкурентоспособных товаров;

• формирование набора востребованных услуг,

• разработка коммерческой стратегии;

• обеспечение рентабельной работы оптовой торговой орга­низации и устойчивой конкурентной позиции на рынке.

Коммерческие функции других оптовых посредников и ор­ганизаторов оптового оборота в связи с их особой спецификой будут рассмотрены в разделе «Коммерческая деятельность при оптовых закупках и оптовой продаже»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: