Система информационного обеспечения коммерческой деятельности представляет собой совокупность сбора, обработки, хранения и передачу информации о состоянии рынка.
Информация для принятия коммерческих решений делится на:
- первичную -сведения, собираемые непосредственно исследователем;
- вторичную - имеющиеся (опубликованные) сведения об исследуемой проблеме.
Источники первичной информации:
• устные беседы со специалистами в ходе деловых контактов,
• переговоры,
• опросы,
• интервью и т.п.
Источники вторичной информации:
• статические справочники,
• справочные издания,
• обзорные аналитические материалы,
• отчеты и т.п.
• Интернет
Коммерческая информация может быть получена из:
☼ внутренних источников - данные статистической и бухгалтерской отчетности предприятия, оперативного учета результатов коммерческой работы, личные наблюдения специалистов и др.
☼ внешних источников - данные государственной статистики, периодической печати, консультации специалистов, информация специальных исследований и др.
|
|
Для сбора коммерческой информации используют следующие методы исследований:
▲ кабинетное исследование - решение проблемы на основе вторичной информации;
▲ полевое исследование - решение проблемы на основе использования первичной информации.
На практике имеют место оба метода исследований, при этом кабинетное должно предшествовать полевому.
Информацию для проведения кабинетного исследования можно получить из источников, о которых говорилось выше.
Для организации полевого исследования используются следующие методы сбора информации:
- наблюдение - получение информации путем непосредственного анализа поведения людей и изучения протекающих процессов.
Преимущества: получение информации об объекте исследования вне зависимости от его желания, высокая объективность исследования, учет состояния окружающей среды, проч.
- опрос - выявление существующих позиций опрашиваемых по некоторому кругу вопросов, относящихся к исследуемой проблеме.
- эксперимент - получение информации на основе изучения зависимости одних факторов от других.
- имитация - построение и анализ модели, описывающей конкретную ситуацию.