Коммерческие операции - компонент КД, который представляет собой совокупность приёмов и способов, обеспечивающих функционирование различных стадий товарно-денежного обмена.
1. Коммерческие операции, осуществляемые при взаимоотношениях торговли с предприятиями- изготовителями товара | Обоснование потребности в товарах • Разработка потребительского заказа • Выбор поставщика и канала продвижения товара • Установление хозяйственных связей • Контроль исполнения договорных обязательств • Воздействие на изготовителей по вопросам выпуска необходимых рынку товаров Специфические операции: биржевые, на аукционах и др. |
2. Коммерческие операции, регулирующие взаимоотношения оптовой и розничной торговли | • Формирование ассортимента оптовых организаций • Заключение договоров поставки с розничными торговыми организациями • Коммерческая деятельность по организации товароснабжения Контроль выполнения договоров по поставке товаров рознице |
3. Коммерческая работа в розничной торговле | • Управление ассортиментом товаров в магазинах • Продажа товаров • Активизация и стимулирование продажи • Коммерческая работа по формированию имиджа товара и торгового объекта Мерчандайзинг |
4. Коммерческие операции, необходимые на всем пути продвижения товара от изготовителя до конечного потребителя | • Коммерческие операции по информационному обеспечению коммерческой деятельности • Управление товарными ресурсами • Рекламно-информационная работа Услуги, сервисное обслуживание |
Уровень организации коммерческой работы оказывает непосредственное влияние на конечный результат деятельности торговой организации.
Коммерческая деятельность предполагает выполнение определенных коммерческих функций, которые прямо или косвенно обеспечивают получение доходов. С точки зрения их участия в формировании доходов коммерческие функции можно условно разделить на две группы.
Первая группа включает коммерческие операции, непосредственно приносящие доходы: продажа товаров, оказание услуг, сервисное обслуживание, экспортно-импортные операции, реклама товаров и услуг, деятельность по стимулированию продаж товаров, управление и маневрирование товарными ресурсами, работа по предъявлению исков.
Ко второй группе можно отнести те коммерческие операции, которые косвенно (опосредованно) влияют на получение дохода: комплексное изучение рынка, требований потребителей, изменение условий, при которых складываются спрос и предложение, формирование товарных ресурсов и ассортимента, определение потребности в них, поиск поставщиков и закупка товаров, воздействие на поставщиков для обеспечения выпуска необходимых рынку товаров, выбор формы хозяйственных связей, коммерческая работа по их установлению, обоснование наиболее целесообразных организационных форм оптовых закупок и т.п. Эта группа включает достаточно широкий круг операций, направленных на достижение главной цели — продать товар с прибылью, увеличить объемы продаж, иметь стабильное, устойчивое положение на рынке.
С учетом взаимосвязи уровня коммерческой деятельности с конечными результатами торговых организаций необходимо изучать и оценивать степень влияния факторов, определяющих коммерческий успех.