Речевая культура молодёжи

В настоящее время проблема речевой культуры молодёжи является одной из самых актуальных и остро обсуждаемых. Существует ряд причин, по которым молодые люди высказывают свои мысли не просто безграмотно, но зачастую и вызывающе непристойно, используя жаргонные выражения и не стыдясь украсить свою речь бранным словцом. Назовём лишь несколько из таких причин.

1. Употребление сленга.

2. Отрицательное влияние СМИ.

3. Нарушение лексических и орфоэпических норм русского языка.

4. Отсутствие богатого словарного запаса.

Рассмотрим эти проблемы поподробнее.

Сленг, как явление, зародился ещё в первой половине XX века. Историки языкознания отмечают три бурные волны в развитии молодежного сленга в России.

20-е годы. Первая волна связана с появлением огромного количества беспризорников в связи с революцией и Гражданской войной. Речь учащихся подростков и молодёжи окрасилась множеством «блатных» словечек, заимствованных у бездомных детей.

50-е годы. Вторая волна связана с появлением «стиляг». Она характеризуется увеличением англицизмов, которая продолжалась и во время формирования третьей волны.

70–80-е годы. Третья волна связана с периодом застоя, породившем разные неформальные молодёжные движения. «Хиппующие» молодые люди создали свой «системный» сленг, как языковой жест противостояния официальной идеологии. Англицизмы причудливо соединяются с блатным жаргоном, составляющим прежнюю основу: «мент», «мусор» — милиционер, «чуваки» — ребята, парни. А также со словами обыденного лексикона, приобретающими другое значение: «хата» — квартира, «капуста» — деньги, «деревянные» — рубли, «упакованный» — одетый, «тачка» — автомобиль. Англицизмы при вхождении в жаргон нередко приобретают русскоязычные морфемы: «пиплы» — люди, «гёрла» — девушка (от англ. people, girl).

Однако лексика молодёжного (школьного и студенческого) жаргона постоянно обновляется. И сейчас можно смело утверждать, что идёт четвертая волна в развитии сленга, связанная с компьютеризацией населения. Слова, при помощи которых молодые люди общаются в Интернете «выходят» в реальную жизнь. Это такие слова: «лайкнуться» (понравиться), «норм» (нормально), «ахаха», фраза «давай, до свидания», «LOL», «ржу, не могу» и т.п.

Одной из причин падения общего уровня культуры речи является влияние современных средств массовой информации на молодёжь.

Возьмем, к примеру, молодежные журналы «Молоток» и «BRAVO», и с первых же страниц читаем такие слова: татуха, шмотки, туснуть, днюха, депрессовать, баскет, чел, движуха, слинял, врубились, уважуха, постебали, затарился, тачила, бабло, кидалово, и так можно перечислять до бесконечности.

Та же ситуация и на телевидении, на таких каналах как МУЗ ТВ, ТНТ, МТV и многих других. Одними из любимейших телепередач подрастающего поколения являются «COMEDY CLUB», «Наша Раша» и «Убойная лига», которые ради высоких рейтингов готовы пренебрегать любыми нормами, и не только языковыми, но и нравственными. Вот несколько примеров просторечий и жаргонизмов, которые доносятся с телеэкранов: наклюкаться, оттопыриваться; лошара, кайфовать, подсели, качок, тусить, бухать, колбаситься, оттягиваться, прикол.

Особо стоит отметить музыкальные композиции современных групп, тексты их песен способны вызвать шок у любого взрослого образованного человека (группы «Noize MC», «Легенды ПРО», «Ленинград» и т.д.). Тексты песен этих групп содержат ненормативную лексику, от которой старшее поколение приходит в ужас. Вот строчки из песни Noize MC «2 хороших девочки»: «Одному синячить беспонтово, надо бы тёлок». Также цитата из песни Легенды ПРО «Шаг»: «И мои братаны: амбалы, бродяги и псы, тут пивко и чипсы заставляют класть гипсы».

Ещё одной причиной снижения уровня культуры речи молодого поколения является падение общего уровня образованности. Молодые люди нарушают коммуникативную точность высказываний, употребляя слова и фразеологизмы в несвойственном им значении или без должного учета стилистических или эмоционально-экспрессивных оттенков выражений. Например: Это слово не имеет в русском языке прототипа. Наши чиновники подлизываются к мэру. Эти примеры обличают поэта как романтика. Также зачастую можно слышать, многочисленны примеры смешения паронимов, то есть однокоренных или сходно звучащих слов с различными значениями: Книга дает гормональное воспитание человеку. Она всегда была человеком замкнутым, скрытым. Кристаллическая честность. К книге нужно относиться очень бережливо, она этого заслуживает.

Большинство учащихся школ и университетов имеют весьма смутное представление о нормах употребления устойчивых сочетаний. Они плохо знают значение фразеологизмов, часто искажают их состав, что приводит к разрушению двуплановости образа, лежащего в его основе; возникает противоречивость образов и контекста, позволяющего понимать выражение буквально. Приведём примеры, взятые из экзаменационных работ выпускников: С этим положением можно согласиться, только скрипя сердцем. Эти дети были обделены от радости. Тяжелая доля выпала на голову нашего народа. Дети были бедные, они питались хлебом и солью. Низкий поклон перед теми, кто воевал. Этот поступок был последней каплей, переполнившей бочку с порохом. Чтобы не было такого хулиганства, надо усилить и увеличить внутренние органы.

Также причиной малограмотной речи молодых людей является тот факт, что дома, на учёбе и в общественных местах, они слышат слова, произносимые с неправильным ударением, и такие «исковерканные» слова остаются в их подсознании. В рамках исследовательской работы мы провели опрос студентов, проживающих в общежитии, в возрасте от 18 до 23 лет. Опрашиваемым (30 человек) было необходимо прочитать следующие слова: сосредоточение, верование, исповедание, нормирование, премирование, ходатайство, апостроф, блудница, генезис, жалюзи, завидно, знамение, иконопись, каталог, коклюш, кремень, мусоропровод, оптовый, свёкла, столяр, танцовщик, щавель, обеспечение.

По 1 человеку допустили ошибки в словах: красивее и кремень. 2 человека неправильно произнесли слово блудница. Менее 10 человек ошиблись в словах: ходатайство, каталог, оптовый, столяр. И сложнее всего для современных молодых людей оказались слова: исповедание, нормирование, премирование, генезис, знамение, коклюш, мусоропровод (при их произнесении ошиблись более 25 человек). Как показал опрос, никто из респондентов не смог правильно произнести все слова, и ни одно слово не было правильно произнесено всеми.

Словарный запас большинства современных подростков настолько скуден, что им приходится ограничиваться приевшимися фразами. А те, кто желают блеснуть своей мнимой образованностью, употребляют речевые обороты, которые в некоторых случаях нарушают привычную лексическую сочетаемость слов. Например: Сегодняшняя молодежь мало читает, не повышает свой кругозор. Нервы и волнения переполнили автора. Мать стояла с жалкой внешностью, оборванная, в обнищавшей одежде. Ветеран лишь хотел большего количества понимания. Каждое слово имеет свою непревзойденную историю.

Из всего ранее сказанного следует: из-за того, что молодые люди всё больше времени проводят за компьютером и телевизором, а значит - практически совсем перестают читать и слушать классические произведения, то их речь становится более скудной, перестаёт пестреть метафорами и этикетными нормами. Вдобавок, большинство молодёжи предпочитает изъясняться при помощи сленговых словечек и жаргонизмов, которые слишком далеки от норм русского языка. Подобная тенденция с каждым годом набирает обороты, что может привести к негативному изменению языка, а значит, и к деградации общества.

А. А Бенникова

студент СПбГУКиТ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: