Молодая семья: проблемы и перспективы социальной поддержки государства

Государство заинтересовано в создании прочной и здоровой семьи. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидуумом и обществом, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. Она обладает значительным потенциалом для воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений. Семья также несёт в себе мощный потенциал для саморазвития, является достаточно устойчивым социальным институтом, способным модифицировать направленные на него воздействия. Однако решение целого ряда проблем не может быть достигнуто лишь усилиями самой семьи. Необходимо оптимальное сочетание усилий государственных институтов и общественных организаций по социальной защите и укреплению семьи, что является возможным лишь на основе выработки и проведения в жизнь научно обоснованной государственной программы по её защите [5, 27]. С точки зрения перспектив развития института семьи особую социальную ценность представляет молодая семья, аккумулирующая в себе результаты социально-экономических и демографических перемен в обществе.

Существует множество определений понятия «молодая семья». Если же говорить о российском законодательстве, то там к молодым отнесены семьи, находящиеся в периоде первых 3-х лет после заключения брака (в случае рождения детей — без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполные семьи с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста [7, 3-4].

Наиболее приемлемым, однако, выглядит определение, сформулированное М.С. Мацковским и Т.А. Гурко и относящее к молодой семью, где супругам не более 30 лет, стаж совместной жизни до 5 лет включительно и оба супруга состоят в первом зарегистрированном браке. Стаж существования семьи (до 5 лет) обусловлен тем, что в этот период складывается характер супружеских отношений, которые находятся под влиянием брачного выбора, идёт процесс адаптации супругов друг к другу [4, 92].

Таким образом, можно сказать, что молодая семья — это малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж и жена, родители и дети, другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности, с возрастом супругов до 30 лет, имеющих первый брак и непродолжительный срок семейной жизни (обычно до 5-ти лет).

Состояние данной категории населения во многом отражает происходящие в обществе преобразования, что выражается в изменении особенностей формирования молодой семья, её структуры, состава, типов семейного уклада. Российские молодые семьи аккумулируют на себе ряд достаточно сложных проблем, являющихся следствием всесторонних перемен последних десятилетий.

На основе выборочных обследований и экспертных оценок, в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 50-ти миллионов семей и каждая пятая семья — молодая. В процессе воспроизводства населения молодая семья играет определяющую роль, так как 3/4 общего числа детей в стране рождаются у родителей моложе 30 лет. Однако, молодая семья — одна из самых незащищённых групп населения. Следовательно, формирование эффективной государственной политики в отношении молодой семьи призвано охватить значительную часть населения страны, развитие которой в дальнейшем обусловлено состоянием именно молодых семей [2, 121].

Исследователи, как правило, выделяют следующие основные функции современной молодой семьи:

— генеративная (репродуктивная);

— семейно-ролевая;

— первичной социализации детей;

— хозяйственно-бытовая;

— экономическая;

— сексуальная.

Что касается самих оснований вступления молодых людей в юридический брак, то они могут быть следующими:

— беременность;

— желание уйти от родителей;

— любовь;

— потребность в экономической самостоятельности;

- прагматический расчёт.

В Концепции государственной политики в отношении молодой семьи выделены 2 блока наиболее актуальных с точки зрения молодых семей проблем:

— социально-экономический;

— социально-психологический [3].

Первый блок включает проблемы материальной обеспеченности, жилья и трудоустройства молодых супругов. В основном молодая семья является низкодоходной, а многие даже находятся за чертой бедности. Невостребованность молодого специалиста на рынке труда, либо низкая зарплата ввиду отсутствия должного опыта работы способствуют ухудшению материального положения молодых семей и снижению жизненного уровня населения страны в целом [6].

Ко второму блоку относятся проблемы адаптации молодых супругов друг к другу, к новой ситуации (смене ролей, стереотипов и стилей поведения) и к новым родственникам [3].

Ряд исследователей, анализируя современное состояние молодой семьи, предлагают дополнительно рассматривать социально-бытовые проблемы, проблемы стабильности современной семьи, проблемы семейного воспитания, проблемы семей группы риска [6].

В целом к основным факторам, влияющим на семейное неблагополучие и современное состояние молодой семьи в России можно отнести низкий уровень доходов семьи; отсутствие жилья; увеличение риска бедности с рождением детей; низкая результативность государственных организационно-экономических и правовых механизмов обеспечения социальной защиты семьи с детьми; деструктивное влияние СМИ; неподготовленность молодых людей к семейной жизни; незнание ее нравственных и психологических основ; неумение разрешать конфликты; эгоизм; проблему взаимодействия с родительскими семьями [3].

Государственная политика может помочь в основном только в разрешении жилищной проблемы. Так молодая семья является целевой группой для подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2015 гг. Задачей данной программы является создание системы государственной поддержки молодых семей в решении их жилищных проблем в целях улучшения демографической ситуации в Российской Федерации [8].

Социальная политика государства также должна развиваться в сторону помощи в трудоустройстве молодым родителям, молодым членам семьи. Государству необходимо обеспечить молодой семье такие условия жизнедеятельности, при которых она, опираясь на собственный потенциал, получая стратегическую поддержку со стороны государства и общества, станет самостоятельно реализовывать все свои социальные функции и репродуктивные установки [2; 124].

Все семейные конфликты в молодой семье нельзя разрешить лишь при помощи государственной политики. Необходимо предупреждать супружеские конфликты, следуя следующим простым правилам поведения, которые были выведены рядом исследователей:

— уважение себя и другого;

— конструктивное разрешение, выражение появившихся ошибок, негативных эмоций, обид и тому подобное, а не накапливание их внутри себя;

— отказ от использования сексуальных упреков в адрес партнера;

— не допущение негативных замечаний в адрес партнера в присутствии других людей, посторонних, а особенно детей;

— адекватная оценка собственных способностей и достоинств, умение признать свою неправоту, если этого требует ситуация;

— доверие к партнеру, минимализация чувства ревности;

— внимательность по отношению к партнеру, умение слушать и слышать его;

— уважение интересов и хобби партнера;

— отказ от постоянного совместного времяпровождения, наличие у каждого из партнеров собственных личных границ, умение отдохнуть друг от друга [1, 332].

Литература

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999.

2. Васильева Н.У. Молодая семья: проблемы и перспективы социальной поддержки // ВЕСТНИК ВЭГУ. Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия. 2010, № 4, с. 119–124.

3. Концепция государственной политики в отношении молодой семьи [Электронный ресурс]: документ от 8 мая 2007 г. // КонсультантПлюс: справ. правовая сист.

4. Лукьянова И.Е., Прохорова Э.М., Шиповская Л.П. Семьеведение. — М.: ИНФРА-М, 2009.

5. Моисеева Т.П., Мустафина С.Х. Проблемы семьи в трансформирующемся российском обществе // Влияние социально-экономических преобразований на решение проблем женщины-матери. — Уфа, 2002.

6. Молодая семья: проблемы и перспективы социальной поддержки // Под обшей редакцией Е.В. Жижко, С.Д. Чигановой. — Красноярск: РУМЦ ЮО, 2005.

7. Постановление Верховного Совета РФ от 03.06.1993 г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодёжной политики в РФ» // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1993, № 25, ст. 903.

8. Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 г. № 675 «О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002–2015 годы» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ. правовая сист.

Е. Г. Кириллова

к.п.н., доцент СПбГУСЭ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: