Основной психофизический закон – закон Вебера – Фехнера

если интенсивность раздражителя увеличивать в геометрической прогрессии, то ощущение будет увеличиваться лишь в арифметической прогрессии.

Ощущение растут гораздо медленнее по отношению к силе раздражителя

Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений (абсолютная чувствительность) характеризуют пределы человеческой чувствительности. Но чувствительность каждого человека изменяется в зависимости от различных условий.

Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к действующим раздражителям называется адаптацией.

Разные анализаторы имеют различную скорость и различный диапазон адаптации. К одним раздражителям адаптация происходит более быстро, к другим — медленнее. Более быстро адаптируются обонятельные и тактильные анализаторы. Полная адаптация к запаху йода наступает через одну минуту. Через три секунды ощущение давления отражает только 1/5 силы раздражителя (поиск очков, сдвинутых на лоб, — один из примеров тактильной адаптации). Еще медленнее адаптируются слуховой, вкусовой и зрительный анализаторы. Для полной адаптации к темноте необходимо 45 мин.

Контраст ощущений — это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных свойств действительности.

Например, одна и та же фигура серого цвета на белом фоне кажется темной, а на черном — светлой.

Взаимодействие ощущений

1. Сенсибилизация – повышение чувствительности под влиянием работы другого анализатора (в темноте слух обстряется)

2. Интерференция – понижение чувствительности под влиянием сильного раздражителя в другом анализаторе

3. Синестезия – ощущения одной модальности переходят в ощущения другой модальности (одновременные ощущения)

При нарушении работы какого-либо анализатора резко возрастает чувствительность других анализаторов. (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых)

Чувствительность может понижаться и повышаться благодаря виду деятельности (дегустаторы)

Возможности развития разных видов чувствительности огромны.


4. Понятие о восприятии.

Сенсорно-перцептивный уровень, чувственная ступень познания. Целостное отражение предметов и явлений.

Более высокая ступень в пределах чувственного познания.

Происходит переход от отражения отдельных характеристик к отражению их совокупности.

Включает в себя ощущения и основывается на них.

При восприятии происхидит синтез отдельных ощущений.

Восприятие = комплекс ощущений, комбинация взаимосвязанных между собой ощущений.

Восприятие не сводится к сумме ощущений. Это качественно новая ступень познания:

- соотнесенность целостного образа с предметом.

Более сложный познавательный процесс:

- Участвует опыт.

- Участвует мышление (особенно в затруднительных случаях (пример: относительность движения). Происходит поиск, выделение главных существенных характеристик/признаков -> отнесение к какой-либо категории. * имеет место рассуждение. * наблюдение – думающее восприятие (произвольный осмысленный процесс)).

- Память (в памяти происходит поиск аналогичного воспринимаемому предмета -> происходит узнавании предмета).

- Перцептивные операции/действия.

Активность. Определенная работа (проявляется в моторике – глаз бегает; слуховые – вытягиваем шею, настраиваем ухо (при помехах); речь – что-то проговариваем; музыка – внутреннее пропевание).

- Моторный компонент.

В процессе моторики происходит выделение главных характеристик (за счет активного исследования предмета).

Роль моторных компонентов в восприятии

Восприятие является своеобразным действием, направленным на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии, его подобия. Существенным компонентом восприятия являются моторные процессы. К ним относятся: движение руки, ощупывающей предмет; движения глаза, прослеживающего видимый контур; движения гортани, воспроизводящие звук; и т.д.

Особенно осязание!! Движения глаз!!! При зрительном восприятии имеют место микро- и макродвижения глаз. Изучали Ломов, Зинченко, Ярбус

Виды восприятия.

I. По преобладающей роли анализатора.

А)

1. Зрительное.

2. Слуховое.

2. Осязательное.

3. Обонятельное.

4. Вкусовое.

5. Двигательное

и т.д.

Б) Сложные виды восприятий – сочетание работы разных анализаторов.

II. По степени произвольных усилий в процессе восприятия.

1. Произвольное (пр: наблюдение).

2. Непроизвольное.

III. По особенностям воспринимаемого объекта.

1. Восприятие речи (устное, письменное).

2. Музыки.

3. Предметов.

4. социальная перцепция (восприятие человека человеком).

VI. По формам существования материи.

1. Восприятие разных пространственных характеристик (некоторые или все анализаторы + умозаключение (форма, величина, удаленность, и т.д.)).

2. Восприятие движения (скорость, направление движения, и т.д.).

3. Восприятие времени (протяженность процесса (пр: что-то долго или коротко давит на руку)).

I. По продолжительности.

1. Симультанное (одномоментное).

2. Сукцессивное (продолжительное, последовательное, развернутое по времени).

Примеры: зрительное – узнавание быстрое или медленное.

Осязательное – длительное.

Физиологические основы восприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: