Понятие об эмоциях и чувствах.
Относятся к регулирующим процессам (перестраивают деятельность).
Или улучшают, или ухудшают (дезорганизуют) деятельность.
Мотивы ® эмоции ® деятельность.
(мотивы выступают в качестве регуляторов).
Если деятельность усиливается – эмоции стенические.
Если наоборот – астенические эмоции.
Функции эмоций:
- Сигнальная/познавательная.
Эмоции дают человеку информацию:
- влияют на познавательные процессы.
- участвуют в познании косвенным образом.
- оценка ситуации на уровне эмоций (пример: переход через дорогу – гудок – испуг, страх – отскочили).
Эмоциональная оценка – смутная. Дают оценку о полезности, вредности или опасности.
- Регулирующая.
- мобилизация – перестройка различных органов и систем для лучшего функционирования.
- дезорганизация.
- Могут выступать как самостоятельное ценности.
Радость делания – игра физических и духовных сил.
Особенности эмоций:
- Динамика (пр: состояние аффекта; напряжение – решение – спад).
- Могут сочетаться и позитивные, и негативные эмоции (пр: голод – негативная и радость от проделанной работы; встреча друга, с которым давно не виделись и видитесь в последний раз). Амбивалентность.
- Легко передаются другому человеку. Эффект заражения.
Подходы:
|
|
- при характеристике эмоций обращают на себя внимание отчетливые органические сопровождения (пр: краснеет, бледнеет, испарина, сохнет во рту, и т.д.).
Перестраивается внутренняя система органов – адаптация.