Зрительное восприятие.
Как правило, носит симультанный характер.
Но может принимать и сукцессивный характер (пр: в сумерках).
Осмысленное восприятие.
Движения – в более скрытой форме. Зрение строится на основе сложной системы движений:
- микродвижения глаза – чтобы объект воспринимался (без них не видим).
- крупные движения:
а) саккодические = скачкообразные.
б) плавные = дрейфовые.
Глаз бегает и выделяет наиболее важные, информативные элементы.
Факторы, влияющие на восприятие:
1. Значимость объекта.
2. Влияние опыта.
3. Индивидуальные различия людей.
4. – объективные;
- субъективные.
5. – аналитический (элементы);
- синтетический (целостная картина).
6. Влияние речи, слова (пр: для организации внимания).
7. Зависит от мышления, от уровня умственного развития (пр: уровень интеллектуального развития обогащает восприятие).
Осязательное восприятие.
Отражает, выделяет существенные, информативные характеристики, как и в зрении.
Активное исследование ® проявляется в движениях.
|
|
Общее с зрительным, (но движения разные).
Движения:
- мелкие (от 2 до 100 мм) – аналитическая функция.
- более крупные – создают целостный образ = синтетические движения.
Неравномерность движений в плане участия рук и движения пальцев.
Различия с зрительным - восприятие сукессивное.
В некоторых случаях осязание обостряется и играет роль зрения (компенсирующая роль в отношении зрения – пр: при слепоте).
II блок мозга – 2-ые и 3-ые зоны (объединение в целостный образ).
III блок – произвольная управляемость.
Нарушение в лобном отделе Þ восприятие не управляемое, нет сохранения цели.
Слуховое восприятие.
Имеет отношение к отражению временных характеристик.
Последовательное отражение.
Особенности восприятия человека:
- восприятие речи;
- восприятие музыки.
Восприятие речи – воспринимаем целый набор характеристик (пр: мужчина/женщина; взрослый/ребенок, и т.д.).
Доминирующая роль в восприятии речи:
- отражение фонематических звуков.
Связано с мышлением (в очень явной форме).
Восприятие музыки – восприятие звуковысотных отношений (высоты звуков), ритмичной картины (звуки - паузы).
Моторика:
- внутреннее пропевание, проговаривание + само восприятие.
- более крупные движения – пр: вытягивание шеи, движения уха, и т.д.
Сложные формы восприятия