0 – 1 года (включает новорожденность)
ССР: По Выготскому ситуация «мы»
Лисина выделяет 2 вида общения:
1. Ситуативно-личностное (от 0 до 6 мес).
2. Ситуативно-деловое общение – развивается хватание; ребенок начинает общаться со взрослыми по поводу предмета; ребенок начинает воздействовать на маму.
Гуление – начинается с 2–3 мес. до 5–6 мес. – произнесение всех гласных и согласных г,н,х.
Лепет – с 5–6 мес. до года – произнесение отдельных звуков, слогов.
К году ребенок произносит 4–15 слов (ребенок может, подражая, сохранить ритм).
С 6–7 мес. ребенок начинает подражать звуковому составу. Подражание звукам – эколалия. Этот период – доречевой период развития речи.
Пассивный словарный запас.
В младенческом возрасте ребенок обращает внимание на интонацию.
С 4–5 мес. надо начинать создавать условия для развития понимания речи.
К 1 году – начинает устанавливаться связь между названием предмета и самим предметом.
К году ребенок знает название простейших предметов его окружения, но интонация играет большую роль.
|
|
Развитие действий и движений.
Ребенок овладевает своим телом.
1 мес. – поднимает подбородок.
2 мес. – начинает поднимать грудь, лежа на животе.
3 мес. – держит голову в вертикальном положении.
С 3-х мес. – пытается держать игрушку.
5 мес. – самостоятельно поворачивается, хватает предметы. Ребенка начинают присаживать.
6 мес. – начало ползания. С 6 мес. ребенка начинают садить.
8 мес. – ребенок стоит с посторонней помощью. Садиться сам.
10 мес. – первые шаги с помощью.
11 мес. – ходит с помощью, с опорой, освобождаются руки. (или без помощи?????)
Все действия и движения в этом возрасте можно разделить на:
– прогрессивные – нормально развивающие.
– тупиковые – замыкают ребенка на себе самом (сосание пальца, раскачивание на четвереньках, рассматривание ладошки).
К прогрессивным движениям относятся – манипулирование, хватание.
В 7–8 мес. – ребенок начинает уверенно доставать игрушку, начинается противопоставление большого пальца.
С 3–4 мес. – начинаются манипуляции ребенка с предметом.
До 6 мес. – важно завладеть предметом; после 6 мес. – важен результат.
Ориентировка в окружающем.
Ориентировка носит нерасчлененный характер.
Начинают выделяться элементы мышления, восприятия.
Развивается работа всех анализаторов и формируются межанализаторные связи.
Все психические процессы формируются как внешние, а потом переходят во внутренний план.
С развитием возникает ориентировка в пространстве.