Задачи чтеца (по К.С.Станиславскому)

Задача 1: оживить картины, созданные писателем.

К.С.Станиславский очень точно сформулировал это условие[1]: «Природа установила так, что мы, при словесном общении с дру­гими людьми, сначала видим внутренним взором то, о чем идет речь, а потом уже говорим о виденном. Если же мы слушаем дру­гих, то сначала воспринимаем ухом то, что нам говорят, а потом видим глазом услышанное.

Слушать на нашем языке означает видеть то, о чем говорят, а говорить — значит рисовать зрительные образы.

Слово для артиста не просто звук, а возбудитель образов. По­этому при словесном общении на сцене говорите не столько уху, сколько глазу».

Задача 2: возбуждать ощущения всех пяти чувств.

Задача 3: вызывать эмоции.

Задача 4: поддерживать внимание слушателя, вести его за собой.

Задача 5: выразить авторское отношение к событиям и персо­нажам.

Задание. Прослушайте аудиозапись выразительного чтения чтецом- профессионалом или актером любого литературного произведения. Про­анализируйте его исполнение и обоснованно ответьте на вопрос: все ли задачи удалось решить чтецу?

ЗАКОНЫ РЕЧИ

Логика речи — явление, находящееся на стыке двух разных Функций языка и речи. Оно может быть рассмотрено как грамма­тическое свойство, входящее в систему средств языка, и как ком­муникативное свойство, осуществляющее «смысл» в системе ре­чевого действия.

Выделяется два уровня логики речи:

1) уровень информационный, иначе — уровень значения, оче­видный в предложении (будем называть его информационным);

2) уровень словесного взаимодействия, иначе — смысла. Этот уровень реализуется во фразе и проявляется в живом процессе речевого общения (будем называть его смысловым).

В процессе речи уровни переплетаются, что обусловливает и взаимопроникновение законов речи.

Законы речи раскрыты и сформулированы К.С.Станиславским как законы искусства актера[2]. Они носят общий и всеобъемлю­щий межъязыковой характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: