Цель чтеца

Рассматривая со своими учениками сценическую речь К.С.Станиславский называл ее словесным действием.

Задания

1. Прочитайте фрагмент из книги К.С.Станиславского «Работа акте­ра над собой» (М.; Л., 1948. - С. 125-127).

Нужно ли объяснять, что слово, не насыщенное изнутри и взятое отдельно, само по себе является простой внешней кличкой.

Текст <...> состоящий из таких кличек, — ряд пустых звуков.

Вот, например, слово «люблю». Оно только смешит иностран­ца непривычностью звуковых сочетаний. Для него оно пусто, так не слито с красивыми внутренними представлениями, возвыша­ющими душу. Но лишь только чувство, мысль или воображение оживят пустые звуки, создается иное к ним отношение, как к содержательному слову. Тогда те же звуки «люблю» становятся способными зажечь страсть в человеке, изменить его жизнь.

<...>

Самые простые слова, передающие сложные мысли, изменя­ют наше мировоззрение. Недаром же слово является самым конк­ретным выразителем человеческой мысли.

Слово может возбуждать и все наши пять чувств. В самом деле, стоит напомнить название музыкальных произведений, имя ху­дожника, название блюд, любимых духов и прочее, прочее, и вы вспоминаете слуховые и зрительные образы, вкусы, запахи или осязательные ощущения того, о чем говорит слово.

Оно может даже возбуждать болевые ощущения.

<...>

На сцене не должно быть бездушных, бесчувственных слов. Там не нужны безыдейные, так точно как и бездейственные слова. На подмостках слово должно возбуждать в артисте, в его партнерах, а через них и в зрителе всевозможные чувствования, хотения, мысли, внутренние стремления, внутренние образы воображе­ния, зрительные, слуховые и другие ощущения пяти чувств.

<...>

Когда мы услышим мелодию живой души, только тогда мы в полной мере оценим по достоинству и красоту текста и то, что он в себе скрывает.

2. Ответьте на вопросы.

1.Какими возможностями обладает слово?

2.Какова главная задача актера (чтеца)?

3.Что может помочь актеру (чтецу) решить эту задачу?

Итак, цель чтеца (сверхзадача, по словам К.С.Станиславско­го) — донести до читателя идею произведения, его подтекст, воздействуя на слушателя словом.

Эта сверхзадача реализуется посредством решения целого ком­плекса подчиненных ей задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: