Как вид художественной деятельности

Глава 1

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

КАК ВИД ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Литературное произведение всякий раз оживает, когда чело­век открывает книгу и начинает ее читать. Чтение про себя более быстрое: мы не проговариваем слова полностью, угадывая по на­чалу их продолжение. Но если мы читаем вслух, то каждое слово оживает и звучит, воздействуя на чувства слушателей. Задумай­тесь над тем, что значит прочесть литературное произведение выразительно. Что нужно выразить, как это сделать и как к этому подготовить маленького ребенка, еще не умеющего читать?

Процессы восприятия при чтении и слушании имеют ряд раз­личий.

Читатель, в отличие от слушателя, может остановиться и даже вернуться к уже прочитанным эпизодам; может, стремясь быст­рее узнать, как закончатся события и к чему приведет автор своих героев, «проглотить» произведение, прочитать его «по диагона­ли» или заглянуть в конец, даже не прочитав середины, и лишь потом спокойно вернуться в начало, интересуясь не только ходом событий, но и идеей, которую стремился высказать автор.

Слушатель же не может отвлечься, его внимание должно быть всегда активным, сосредоточенным на тексте, иначе он не вос­примет детали содержания и формы, что может привести к не­правильному пониманию произведения в целом.

Слушатель не может остановить процесс восприятия по своей воле, все непонятое в процессе слушания откладывается на ло­том и часто забывается в ходе дальнейшего восприятия. Поэтому осмысление произведения, воспринимаемого на слух, — деятель­ность более сложная, чем осмысление читаемого произведения. Обычно прослушанное произведение позже перечитывается са­мостоятельно для более полного и глубокого его понимания.

Читатель абсолютно самостоятелен, вступая в общение с авто­ром один на один, а слушатель зависит и от мастерства исполнителя, от его субъективного понимания произведения. Ведь чтец — тот же читатель, который осмыслил произведение и предлагает слу­шателю свою художественную интерпретацию (толкование) авторской идеи. Чем талантливее чтец как исполнитель, тем сильнее его воздействие на слушателя, тем больше вероятность подчинения слушателя интерпретации, которая не всегда оказывается адекват­ной авторской идее.

Выразительное (художественное) чтение — это вид художе­ственной деятельности. Как у любой деятельности, у выразитель­ного чтения (в дальнейшем — ВЧ) есть свои цели, мотивы, потребности, средства, свой предмет, свои поступки (действия, операции), свой результат.

Рассмотрим каждый элемент этой художественной деятель­ности.

Цель ВЧ. Чтец — исполнитель художественного произведения — оказывается посредником между автором и слушателем. Это озна­чает, что цель чтеца — донести до слушателя не только содержа­ние произведения, но и его подтекст (смысл) и идею.

Потребностью художественной деятельности является самовы­ражение личности. Потребность в ВЧ вызвана склонностями и способностями личности к этой деятельности, намерением рас­крыть свой творческий потенциал именно в этой сфере художе­ственной деятельности.

В педагогике потребность в выразительном чтении может вы­зываться не только внутренней жизнью личности, но и внешни­ми обстоятельствами — задачами, связанными с воспитанием и обучением подрастающего поколения. В этом случае ВЧ само ста­новится средством, педагогическим инструментом.

Осознанная потребность претворяется в мотив деятельности, в данном случае мотивы могут быть социальными, вызванными желанием способствовать духовному, культурному развитию об­щества или его отдельной группы (детей в детском саду или шко­ле), отдельной личности (ребенка), — и личностными, основан­ными на стремлении реализовать себя в художественном слове, донести до слушателей свое понимание произведения. В идеале социальные и личностные мотивы должны влиять на деятельность в комплексе и выступать как социально-личностные.

Средством достижения цели является исполнение произведе­ния посредством речевого аппарата человека, его голоса.

Поступки, действия, операции чтения включают стадии под­готовки к выразительному чтению (чтение произведения, его ана­лиз, создание интерпретации, постановка задачи чтения, поиск выразительных речевых и неречевых средств для решения задачи; репетиции) и реализации деятельности в конкретном исполне­нии — выразительном произнесении текста, сопровождаемом при Необходимости мимикой, жестами и движениями.

Результат деятельности — восприятие произведения слушате­лями и их эстетические реакции на произведение и на исполне­ние; повышение уровня культуры и уровня эстетического и духовного развития слушателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: