Темп и ритм речи

Говорить можно с разной скоростью, т.е. в разном темпе; раз­ными по длительности могут быть и паузы. К концу высказыва­ния темп несколько замедляется, подчеркивая его законченность. Наиболее важные отрезки речи произносятся в замедленном тем­пе, все второстепенное проговаривается быстрее.

Ритм — это последовательное чередование чего-либо. В музыке ритм создается чередованием сильных и слабых долей, повторе­нием сильной доли через определенный промежуток времени. Сильной долей в речи может быть ударный слог, ударное слово. Слабой — - безударные слоги и неакцентированные слова. Ритмич­на стихотворная речь. Прозаическая речь ритмизована в меньшей мере, чем стихотворная, но и ей присуще ритмическое начало.

Темп — скорость произнесения звуков, слогов, слов — и ритм тоже являются одним из параметров интонации. Существует тер­мин темпоритм, обозначающий сочетание темпа и ритма. Явле­ние темпоритма в речи теснейшим образом связано с плавностью (отрывистостью) речи. Медленный темп требует плавного произ­несения слов, а быстрый — более отрывистого.

К.С.Станиславский, разбирая со своими учениками, что та­кое темпоритм в речи, говорил:

Размеренная, звучная, слиянная речь обладает многими свойствами и элементами, родственными с пением и музыкой.

Буквы, слоги и слова — это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии и целые симфонии. Недаром же хорошую речь называют музыкальной.

От такой звучной, размеренной речи сила воздействия слова увели­чивается. <...> Наша беда в том, что у многих актеров не выработаны очень важные элементы речи: с одной стороны, ее плавность, медлен­ная, звучная слиянность. а с другой — быстрота, легкое, четкое и че­канное произношение слов. В самом деле, редко приходится слышать на русской сцене медленную, звучную, слиянную или по-настоящему ско­рую, легкую речь. В подавляющем большинстве случаев только паузы долги, а слова между ними проговариваются быстро.

Но для торжественной, медленной речи прежде всего надо, чтобы не молчание, а звуковая кантилена слов безостановочно тянулась и пела[18].

Вариации темпоритма создают самые разные настроения, а потому могут выражать эмоциональное состояние говорящего: в возбуждении, волнении человек говорит гораздо быстрее, чем обычно; сильные доли повторяются часто; спокойное состояние, серьезное настроение отмечаются внятной, спокойной речью и большими промежутками между сильными долями. Замедленный темп может передавать огромное внутреннее напряжение говоря­щего и вызывать это напряжение у слушающего. Явно ускорен­ный темп помогает передать динамику происходящих событий, быструю смену эмоциональных состояний повествователя или персонажа. Выбор темпа определяется и коммуникативной ситуа­цией: кому, зачем и что мы сообщаем.

Для тренировки плавности речи К.С.Станиславский совето­вал очень медленно читать под метроном, соблюдая слиянность слов в речевых тактах (синтагмах).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: