Задания

1. Прочитайте несколько раз фрагмент из сказки Г. Остера под метро­ном, каждый раз меняя темп, отчетливо произнося каждое слово. Засе­ките по секундомеру время. Как быстро удалось вам прочитать текст? Как медленно вы смогли читать?

Привет мартышке

<...> Мартышка и слоненок стали искать привет. Они загляды­вали под листья и шарили в кустах.

—Какой он был, мой привет? — крикнула мартышка слонен­ку, раздвигая траву и разглядывая землю, на которой, к сожале­нию, ничего не было. То есть там были разные муравьи и камеш­ки, но не было привета.

—Сейчас, сейчас вспомню, — наморщил лоб слоненок, — вот... удав сказал: передай от меня мартышке большой привет!

<...>

2. Выберите оптимальный темпоритм речи для приведенного в пре­дыдущем задании фрагмента из сказки Г. Остера и фрагмента из сказки А.Н.Толстого «Золотой ключик...». Будет ли меняться темп речи по ходу чтения? Почему? Свое решение объясните.

Страшный бой на опушке леса

Синьор Карабас-Барабас держал на привязи двух полицейских собак. Увидев на ровном месте беглецов, он разинул зубастый рот.

— Ага! — закричал он и спустил собак.

Свирепые псы сначала стали кидать задними лапами землю. Они даже не рычали, они даже глядели в другую сторону, а не на беглецов: так гордились своей силой.

Потом псы медленно пошли к тому месту, где в ужасе остано­вились Буратино, Артемон, Пьеро и Мальвина.

Казалось, все погибло. Карабас-Барабас косолапо шел вслед за полицейскими псами. Борода его поминутно вылезала из кар­мана куртки и путалась под ногами.

Артемон поджал хвост и злобно рычал, Мальвина трясла ру­ками:

— Боюсь, боюсь!

Пьеро опустил рукава и глядел на Мальвину, уверенный, что все кончено.

Первым опомнился Буратино.

— Пьеро, — закричал он, — бери за руку девчонку, бегите к озеру, где лебеди!.. Артемон, скидывай тюки, снимай часы: бу­дешь драться!

<...>

Тембр

У звука есть еще одна характеристика — тембр, или окраска. Вы отличите друг от друга звуки одного тона, рожденные разны­ми музыкальными инструментами именно благодаря их разному тембру. Тембр, окраска, создается обертонами — наложениями на основную волну волн, возникающих в результате резонанса мате­риала, из которого сделан музыкальный инструмент. У деревян­ных струнных и духовых резонирует дерево, у медных — металл и т.д. Поэтому тембр музыкальных инструментов зависит от мате­риала, из которого они сделаны (дерева, металла и т.п.), от спо­соба извлечения звука (щипок, удар, касание смычком, выды­хание воздуха и т. п.). Основной тембр человеческого голоса опре­деляется природой — тем, как индивидуально устроены его го­лосовые связки (их длина, толщина), каковы у человека объем легких, особенности расположения органов речи и их состояние. Резонатором человеческого голоса является прежде всего нёбо. Окраску звука можно менять, посылая воздух то в верхнюю часть неба (мысленно в темя), то в заднюю (в затылок), то в переднюю (в зубы).

Задание. Произнесите гласные звуки, посылая воздух в разные части нёба, и понаблюдайте, как меняется качество каждого звука.

Мы чаще всего легко различаем людей именно по окраске их голоса. Артисты-имитаторы обладают уникальной способно­стью видоизменять окраску своего голоса, заставляя его зву­чать очень похоже, а иногда и неотличимо похоже на голоса других людей. Тембр тоже является важным параметром рече­вой интонации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: