1. Прочитайте несколько раз фрагмент из сказки Г. Остера под метроном, каждый раз меняя темп, отчетливо произнося каждое слово. Засеките по секундомеру время. Как быстро удалось вам прочитать текст? Как медленно вы смогли читать?
Привет мартышке
<...> Мартышка и слоненок стали искать привет. Они заглядывали под листья и шарили в кустах.
—Какой он был, мой привет? — крикнула мартышка слоненку, раздвигая траву и разглядывая землю, на которой, к сожалению, ничего не было. То есть там были разные муравьи и камешки, но не было привета.
—Сейчас, сейчас вспомню, — наморщил лоб слоненок, — вот... удав сказал: передай от меня мартышке большой привет!
<...>
2. Выберите оптимальный темпоритм речи для приведенного в предыдущем задании фрагмента из сказки Г. Остера и фрагмента из сказки А.Н.Толстого «Золотой ключик...». Будет ли меняться темп речи по ходу чтения? Почему? Свое решение объясните.
Страшный бой на опушке леса
Синьор Карабас-Барабас держал на привязи двух полицейских собак. Увидев на ровном месте беглецов, он разинул зубастый рот.
|
|
— Ага! — закричал он и спустил собак.
Свирепые псы сначала стали кидать задними лапами землю. Они даже не рычали, они даже глядели в другую сторону, а не на беглецов: так гордились своей силой.
Потом псы медленно пошли к тому месту, где в ужасе остановились Буратино, Артемон, Пьеро и Мальвина.
Казалось, все погибло. Карабас-Барабас косолапо шел вслед за полицейскими псами. Борода его поминутно вылезала из кармана куртки и путалась под ногами.
Артемон поджал хвост и злобно рычал, Мальвина трясла руками:
— Боюсь, боюсь!
Пьеро опустил рукава и глядел на Мальвину, уверенный, что все кончено.
Первым опомнился Буратино.
— Пьеро, — закричал он, — бери за руку девчонку, бегите к озеру, где лебеди!.. Артемон, скидывай тюки, снимай часы: будешь драться!
<...>
Тембр
У звука есть еще одна характеристика — тембр, или окраска. Вы отличите друг от друга звуки одного тона, рожденные разными музыкальными инструментами именно благодаря их разному тембру. Тембр, окраска, создается обертонами — наложениями на основную волну волн, возникающих в результате резонанса материала, из которого сделан музыкальный инструмент. У деревянных струнных и духовых резонирует дерево, у медных — металл и т.д. Поэтому тембр музыкальных инструментов зависит от материала, из которого они сделаны (дерева, металла и т.п.), от способа извлечения звука (щипок, удар, касание смычком, выдыхание воздуха и т. п.). Основной тембр человеческого голоса определяется природой — тем, как индивидуально устроены его голосовые связки (их длина, толщина), каковы у человека объем легких, особенности расположения органов речи и их состояние. Резонатором человеческого голоса является прежде всего нёбо. Окраску звука можно менять, посылая воздух то в верхнюю часть неба (мысленно в темя), то в заднюю (в затылок), то в переднюю (в зубы).
|
|
Задание. Произнесите гласные звуки, посылая воздух в разные части нёба, и понаблюдайте, как меняется качество каждого звука.
Мы чаще всего легко различаем людей именно по окраске их голоса. Артисты-имитаторы обладают уникальной способностью видоизменять окраску своего голоса, заставляя его звучать очень похоже, а иногда и неотличимо похоже на голоса других людей. Тембр тоже является важным параметром речевой интонации.