Менеджмент как наука и искусство управления

Вопросы ГОС 2015 Туризм

Содержание

Менеджмент в туристской индустрии. 2

1.Понятие, сущность и особенности менеджмента. 2

2.Менеджер: его место и роль в организации туристской индустрии. 3

3.Понятие и характеристика стилей руководства. 6

4.Основные подходы в менеджменте туристской индустрии. 7

5.Функции менеджмента и методы управления в туристской организации. 11

6.Понятие и признаки организации. 12

7. Понятие целей и задач сервисного предприятия. 13

8. Среда туристской организации. 14

9. Значение управления человеческими ресурсами в турфирмах. 16

10. Содержание и виды управленческих решений. 18

Стандартизация и сертификация. 19

1. Понятие и основные характеристики услуги. 19

3. Сущность, цели и задачи стандартизации. 20

4. Объекты и уровни стандартизации. 22

5. Понятие и виды стандартов. 22

6. Международная организация по стандартизации (ИСО) 23

7. Методы стандартизации. 23

8. Основные понятия в области сертификации. 24

9. Знак соответствия. 24

10. Этапы и схемы проведения сертификации услуг. 25

Менеджмент в туристской индустрии

Понятие, сущность и особенности менеджмента.

Менеджмент является особой формой управленческой деятельности, поэтому, прежде чем говорить о нем, нужно познакомиться с управлением как таковым.

В общем смысле под ним понимается деятельность по упорядочению процессов, протекающих в природе, технике и обществе, устранению их энтропии (дезорганизации), снижению неопределенности и приведению в нужное состояние с учетом тенденций их развития и изменения среды (для различных ее типов нужны свои способы управления).

Иными словами, управление должно обеспечивать упорядоченность соответствующей системы, ее целостность, нормальное функционирование и развитие.

Управление бывает естественным, техническим и социальным. Естественное управление направлено на процессы, протекающие в природе, например развитие растений, движение водных потоков и т. д. К техническому относится управление рукотворными объектами, скажем автомобилем, прокатным станом и проч.

Объектом социального управления являются люди, их отношения, поведение. Каждый человек обладает индивидуальным характером, личностными качествами, психологическими особенностями и т. д. Поэтому его реакция на управляющее воздействие будет субъективна и не всегда предсказуема, а следовательно, социальное управление не может быть чисто рациональным (в чем его важнейшее отличие от технического). Это предъявляет особые требования к его методам, их разнообразию, уникальности, индивидуализации, разумному сочетанию формальных и неформальных норм и правил, использованию особых механизмов воздействия на людей (субординация, контроль, стимулирование и проч.).

Менеджмент — сложное, емкое и многогранное явление, охватывающее:

•умение человека добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей;

•функции, виды деятельности, связанные с управлением людьми в организациях различных типов;

•область человеческого знания, помогающую управлять;

•определенную категорию людей (социальный слой), осуществляющих управление.

Хотя понятия "менеджмент" и "управление" близки по значению, однако термин "управление" намного шире, поскольку применяется к различным видам человеческой деятельности, к сферам и органам управления.

Менеджмент как наука и искусство управления

Менеджмент — это область человеческих знаний, которые позволяют осуществлять управленческую фун­кцию. Эти научные знания составляют теоретическую базу практики управления. Менеджмент занимается, в отличие от управления производством, не функцио­нально-технологической структурой предприятия, а его организационно-человеческим аспектом. Это скорее социально-гуманитарная, нежели технико-экономичес­кая дисциплина. Ибо в центре ее вниманиячеловек.

Менеджмент — наука, которая входит в разряд при­кладных наук; она очень близко стоит к реальной эко­номической практике, вооружая эту практику научны­ми приемами и правилами. В то же время менедж­мент обогащается новыми теоретическими положени­ями в результате обобщения успешных конкретных практических действий менеджеров, их опыта. Это очень «открытая» наука. На управленческую мысль влияют достижения многих наук, таких как психоло­гия личности и социальная психология, инженерная социология, психофизиология, эргономика и др. Ме­неджмент использует эти достижения для решения своей главной проблемы — как получить желаемые результаты на основе согласованных действий людей, производящих продукцию и услуги и использующих многообразные ресурсы.

Основоположником этой науки считается амери­канский инженер и исследователь Фредерик У. Тей­лор, а лидером науки — Соединенные Штаты Амери­ки, где насчитывается сотни школ бизнеса, тысячи кон­сультативных фирм, десятки тысяч независимых кон­сультантов, более семидесяти периодических изданий по управлению и бизнесу. Для сравнения: в Японии всего три школы бизнеса. Но это ни в коей мере не означает, что у японцев плохой менеджмент. Просто он там другой.

Высокая степень овладения практикой управления предприятиями может оцениваться как искусство.

Понимание менеджмента как искусства управле­ния базируется на том, что организации — это сложные социально-технические системы, на функциони­рование которых воздействует множество факторов. Главный из них— люди, работающие в организаци­ях. Учет этого требует не только использование науч­ного подхода, но и искусства его применения в конк­ретных ситуациях. Многие считают, что управлению можно научиться только через опыт и что этой прак­тикой овладевают люди, имеющие талант.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: