«Мы берём человека на работу за его компетентность, а увольняем за отсутствие компетенции».
Компетентность – уровень профессиональных знаний и навыков.
Компетенция – как сотрудник достигает результата; модель поведения, ведущая к высоким результатам.
Компетентность руководителя отдела продаж – такие навыки, благодаря которым отдел продаж достигает определённых результатов.
Компетенция руководителя отдела продаж – располагает людей к себе, мотивирует подчинённых, сплачивает команду и другие модели поведения.
Возможна ли универсальная модель компетенций?
Однозначного ответа нет. В разных компаниях по-разному подходят к решению данного вопроса. Некоторые компании приспосабливают индикаторы под свои нужды, другие пытаются придумать что-то общее.
Universal Competency Framework SHL
C точки зрения данного разработчика возможна универсальная модель:
1) Leading and Deciding
· Deciding & initiating action
· Leading & Supervising
2) Supporting and Co-operation
· Working with People
3) Interacting and Presenting
4) Analysing and Interpreting
|
|
5) Creating and Conceptualization
· Learning & Researching
· Creating & Innovating
· Formulating Strategies and Concepts
6) Organizing and Executing
7) Adapting and Coping
· Adapting and responding to change
· Coping with pressure
8) Enterprising and Performing
Модель (карта) компетенций
(смотри тетрадь стр. 27)
Примеры кластеров и компетенций:
1) Работа с людьми
2) Работа с информацией
· Сбор и анализ информации
· Принятие решений
Алгоритм разработки модели компетенций
1) Стратегические цели организации;
2) Результаты, которых необходимо достичь;
3) Критерий эффективной/превосходной работы;
4) Лучшие и средние работники;
5) Характеристики лучших работников (что делает их таковыми);
6) На основе всего вышеперечисленного выделяем набор компетенций.
Проблемы использования компетенций
· Трудоёмкость разработки модели компетенций (необходимы усилия всей организации, а не только службы УП);
· Модели компетенций устаревают (меняется среда, цели, требования, парадигмы);
· Внедрение модели компетенции ведёт к перестройке многих технологий УП.
Основные «потребители» моделей компетенций
· Крупные организации
· Со сложившейся организационной культурой
· С чётко сформулированной стратегией
· С отлаженными бизнес-процессами
· С сетью региональных филиалов/ТНК