double arrow
А.Каппелер. Россия – многонациональная империя. Возникновение, история, распад. М. 1997

Необходимо еще раз поставить вопрос: почему Москва в 50-х гг. XVI в. решила нарушить правила “степной” политики, действовавшие в рамках борьбы за наследие Золотой Орды, и перешла к захвату, аннексии территорий своих конкурентов?.. Решающим для перехода к завоеванию и аннексии было новое политическое самосознание, которое в эти годы стало присущим молодому московскому государю и его окружению… Эта идеология господства покоилась на выделении особого, собственного исторического пути Руси и роли династии Рюриковичей в их основанной на экспансии успешной политике “собирания русских земель”. Это новое самосознание включало в себя и религиозный компонент. В отроческие годы Иван IV испытал на себе заметное влияние православной Церкви, и новый митрополит Макарий и протопоп Сильвестр принадлежали к числу ведущих лиц при московском дворе. Именно Макарий, еще будучи новгородским архиепископом, вел активную политику христианизации, а с 1549 г. как митрополит он не раз призывал к крестовым походам против “безбожных агарян”, “клятвопреступных, проклятых безбожников - казанских татар”. Поход на Казань и завоевание города ведь неслучайно имели, - во всяком случае в изображении летописцев, - форму крестового похода против ислама. Маятник амбивалентной политики России по отношению к Степи и к исламскому миру в эти годы, при слабом государе и сильной Церкви, решительно отклонился от долгое время преобладавшей прагматической линии в сторону агрессивной конфронтации.




Сначала московская политика следовала названным агрессивным целям. Призыв влиятельного советника царя, протопопа Сильвестра, всех мусульман и язычников Казанского ханства, если понадобится, так силой, обратить в христианство претворялся в жизнь. Мужское население Казани было уничтожено, мечети разрушены и на их месте заложены и построены православные церкви, хан и другие знатные татары были увезены в центр Московского государства и крещены; тех, кто сопротивлялся, топили. Однако уже в 1555 г. в московской политике наступила перемена: и хотя вновь назначенный казанский архиепископ Гурий также видел свою задачу в том, чтобы “крестить татар”, однако уже подчеркивалось, что это должно происходить без принуждения. Следствием этого явилось то, что миссионерская деятельность среди этносов Среднего Поволжья практически приостановилась более чем на столетие…



Уже в 1680, 1682 гг. и, наконец, в 1713 г. мусульманским помещикам было приказано перейти в христианство; в противном случае их имения, населенные русскими крестьянами-христианами, отбирались. Это внесло раскол в татарскую элиту: меньшая ее часть, прежде всего наиболее богатые помещики, перешла в православие. Они сохранили свои поместья и получили статус потомственного дворянства, многие даже с их традиционными княжескими титулами; впоследствии они постепенно русифицировались. Большинство же сохранило верность исламу и поплатилось за это утратой своих поместий. Эти татарские дворяне были в 1718 г, деклассированны и включены в новую категорию населения, приравненную к русским “однодворцам”; впоследствии они вошли в податное сословие государственных крестьян. Многие, потеряв имения, сконцентрировали свою активность в сфере торговли.

Так же и основная масса мордвы, чувашей, марийцев, удмуртов и татар, бывших “ясачными людьми”, потеряла в 1718 и 1724 гг. свой особый статус и была включена в категорию государственных крестьян. В связи с этим их повинности и налоги значительно повысились. Однако государство не остановилось на социальной нивелировке, а впервые приступило к систематической религиозной интеграции язычников-анимистов и мусульман Среднего Поволжья. После первых акций крещения при Петре, с 1740 г. переход в православие становился все более вынужденным под массированным воздействием средств экономического давления. Крещеных освобождали на три года от подушной подати и вовсе от обязанности поставлять рекрутов на военную службу; эти обязанности дополнительной тяжестью ложились на тех, кто оставался некрещеным. Это была крайняя мера, которая вызвала лавину обрядов крещения и привела к тому, что большинство мордвы, чувашей, марийцев и удмуртов перешли в православие. Однако принятие христианства было лишь формальным актом и долгое время оставалось поверхностным, не затрагивая культуру и сознание этих народов. Что же касается исповедующих ислам татар, то хотя попытки их насильственной христианизации обретали особенно агрессивный характер (так, были разрушены 418 из 536 мечетей), но они были малоуспешны, даже отчасти напротив - вызывали отчаянное сопротивление.

Наступление на ислам однако, было приостановлено уже в 1755 г., и Екатерина II после 1763 г. отменила большинство дискриминационных мер. Под воздействием идей просвещенного абсолютизма она вернулась начиная с 1775 г. к практике традиционного сотрудничества с татарской элитой. В 1784 г. для мусульманской аристократии снова открылся путь вступления в ряды русского дворянства, однако без права иметь или вернуть себе русских крепостных. Татарские купцы получили торговые привилегии, которые позволили им включить казахскую степь и Среднюю Азию в сферу русских интересов. Мусульманское духовенство в 1788 г. получило новую организационную форму в виде собственного ведомства – “Магометанского духовного собрания” под руководством муфтия.

Таким образом, к концу XVIII в. положение этносов бывшего Казанского ханства существенно изменилось. Теперь они были глубоко интегрированы в социальном плане в сословную систему России, а мордва, чуваши, марийцы и удмурты теперь и в религии были уравнены с русскими. Тем не менее, верования и социальные отношения бывших язычников-анимистов во многом остались нетронутыми, а сохранившие ислам казанские татары готовились использовать открывшиеся перед ними возможности и свободные лакуны для своего экономического и культурного возрождения…

Задание 11. Сравните жизнь и деятельность двух непримиримых противников церковного дела XVII в. – Никона и Аввакума. Дополните приведенные здесь краткие биографии и заполните таблицу.






Сейчас читают про: